Случайный совет

90-95 % АЗС в Европе это еще минимум бар, туалет, магазин и место для отдыха. Остальные 5-10 % - это автозаправки самообслуживания.

Поездка в Санкт-Петербург - Таллинн (29.07-02.08.2012)

Создано 12 августа 2012 Автор: Dmitrii
Информация о странах

В Таллинн собирались давно, но все как-то не получалось. Последний раз я был в Таллинне в 1991 году. Все изменилось. Страна двадцать лет  живет своей жизнью, входит в шенгенскую зону и даже вступила в зону евро. Поэтому мне хотелось посмотреть на произошедшие за  20 лет в Таллинне изменения. Собирались два раза на Новый Год, да так и не получилось.

В этот раз поездка сложилась спонтанно. Выбрали несколько свободных дней, посмотрели ситуацию на границе, купили грин карту и в путь. Информацию о Таллинне искали в сети, а с собой брали путеводитель Полиглот. Много полезной информации  есть на эстонских сайтах здесь и здесь

Пересечение границы с нашей стороны пока еще в свободном порядке, хотя с 14 июля на пограничном пункте Куничная гораКойдула Россия ввела систему электронной очереди GoSwift. Для прохождения границы  со стороны Эстонии подобная система действует уже год. Из-за этого нам пришлось поменять даты нашего путешествия, планировали вернуться 26.08, но свободных мест в предварительном бронировании уже не было (бронировали 15.07). Пришлось поступить следующим образом: посмотрели свободные даты  в предварительном бронировании, нашли жилье,  а затем уже забронировали и место в очереди и жилье. Прохождение границы бронировали через online систему GoSwift, апартаменты в Таллинне забронировали через сайт Homelidays, которым уже пользуемся несколько лет. За четыре ночи заплатили 140 евро. Апартаменты расположены практически на границе со старым городом, оснащены полностью экипированной кухней, холодильником, стиральной машиной и т.д. В общем как дома. Хозяйка говорит по-русски. Грин карту на две недели (1400 руб.) купили в РЕСО, там же купили и страховку для выезжающих за рубеж. Но на границе спрашивали только грин карту.

Воскресенье

Мы любим, отправляться в путешествие в воскресенье, навстречу потоку, когда ужевсе едут обратно. Выехали из дому в половине десятого. Дорога до границы боле менее приличная за исключением некоторых мест перед, и за Кингиссепом и объездной дороги вокруг Кингиссепа. До границы доехали быстроза два с небольшим часа. Перед Ивангородом контроль паспортов и несколько заправок, залили бензин до полного бака и поехали дальше. Перед границей встали в хвост из 10-12 машин как наших, так и эстонских. На этом посту нет правила пропускать без очереди машины с российскими номерами. Поэтому встали в общую очередь. Минут десять простояли без движения, затем пропустили несколько машин. По примеру остальных я подошел к шлагбауму предъявил паспорта и свидетельство о регистрации и мне разрешили проехать.

Затем пришлось еще раз остановиться перед следующим шлагбаумом, я вышел из машины, но пограничник попросил сесть обратно, и подошел сам. Посмотрел паспорта и разрешил проехать на сам пост. На посту вначале таможня досматривает машину, а затем идешь к пограничникам. В общем, минут за сорок мы прошли русскую границу. Купили пару бутылок вина в дьюти фри и поехали к эстонцам. Вино оказалось невкусное, в литровых бутылках с металлической винтовой пробкой. Сколько мы выпили французского вина, такие бутылки встретили впервые. Очередь состояла из 20-25 машин преимущественно с эстонскими номерами. Уложились ровно за час. Пограничник спросил паспорта и грин карту. Таможенник осмотрел машину, спросил про спиртное сигареты, попросил открыть сумку на этом осмотр закончил. Ни страховку, ни бронирование, ни куда едем никто нас не спросил.

В Нарве не останавливались сразу поехали дальше. По дороге начали присматривать стоянку со столиками, чтобы перекусить домашними заготовками. Но проехав, километров 50 ничего похожего не обнаружили либо голые стоянки, либо указатели на кафе, отели в 4-5 км от дороги. Мы, в конце концов, запарковались у ТЦ и перекусили в машине. В этом ТЦ есть туалет. Рядом какое-то бистро, где предлагаются комплексные обеды за 3 евро (координаты ТЦ: N59.36326 E027.45156). Дороги до Таллинна очень хорошего качества, идет строительство новых развязок, расширяют шоссе. Все работы производятся при финансовой поддержке ЕС. У нас, наверное, тоже ждут, когда ЕС профинансирует ремонт дорог. В самом Таллинне дороги гораздо хуже.

До апартаментов добрались в 15.30 по местному времени (разница 1 час). Заселились, пообщались с хозяйкой на предмет ближайшего супермаркета, получили от нее карту города и различные рекомендации и отправились по магазинам. Не столько за покупками, сколько просто поглазеть, что собой представляет шопинг в молодой европейской стране. По случаю воскресенья парковка в городе была бесплатная, мы поставили машину на улице Maakri рядом со ТЦ Стокманн и недалеко от ТЦ Kaubamaja. Цены ниже, чем в Петербурге, но на порядок выше, чем в Европе. Погуляв по магазинам, поехали в ближайший супермаркет, который выдал нам навигатор. Им оказался супермаркет «Призма» в ТЦ Сикупилли. Цены на продукты практически как в Питере. Какие-то группы товаров дешевле, какие-то дороже. Вина французские раза в два-три дороже аналогичных во Франции. С сырами та же история, ассортимент скудный. Не Франция, и не Италия. В супермаркете ассортимент небольшой, но есть весь необходимый минимум.

Для беглого осмотра Таллинна достаточно полдня, хватит обойти старый город. Мы запланировали несколько дней, так как хотели посетить пару музеев, неспешно погулять по городу, и полежать на пляже. Прогноз погоды был благоприятный, вода была около 20 С0. Но лезть в воду побоялись, так как в июне были в Ницце. И после лазурного берега «свинцовые воды» Балтики нас не соблазнили. Поэтому 5 дней, которые мы провели в Таллинне, были слишком растянутые. Взяв кофе/пиво, мы подолгу сидели где-нибудь в кафе на Ратушной площади или улице Виру и смотрели на проплывающие мимо толпы туристов. Туристов очень много, но все это круизные группы, которые появляются в городе на полдня, а затем едут дальше по Балтике. Интересно наблюдать за работой гидов. Если французским туристам что-то долго и обстоятельно рассказывают, то русским коротко: посмотрите налево, посмотрите направо, пять минут на фотографирование, встречаемся здесь же. Приятно все-таки самостоятельно планировать и совершать свое путешествие. В любой момент можно что-то изменить и внести коррективы.

Понедельник

С утра пошли гулять в старый город. От нашей квартиры до башни «Толстая Маргарита» 6 минут неспешным шагом. Моя жена ни разу не была в Таллинне, и, увидев  череду сторожевых башен под красной черепичной крышей, она воскликнула: «Да таким Таллинн я и представляла».

На этом представление закончилось, так как он оказался совсем не похож на средневековые городки, которые мы посетили во Франции и в Италии. Улицы  в Таллинне просто огромные. Прямо за крепостной стеной стоит поддержанный  Plymouth – красивый, но большой американский «мускл-кар». Трудно представить, что такой может ездить в средневековом городе. А здесь в Таллинне, пожалуйста, может пара таких монстров свободно разъехаться.

Спустились мы по улице Pikk к ратушной площади. На улице Pikk находятся несколько достопримечательностей: дом Черноголовых, здание Большой гильдии, Российское посольство в доме с забавными фигурками на крыше, и Церковь Святого Духа (вход 1 евро). Интересно, почему именно святой Маврикий стал покровителем гильдии купцов в северной Европе? Святой Маврикий, по преданию, был предводителем Фиванского легиона, полностью состоящего из христиан. За отказ принять участие в наказании единоверцев император Максимиан приказал его казнить.

Посмотрели ратушу, побродили вокруг ратушной площади и поднялись по улице Lühike jalg в верхний город. Полюбовались Александро-Невским собором, замком Тоомпеа в котором сейчас проходят заседания эстонского парламента. Затем мы вышли на смотровую площадку в конце улицы Kohtu, откуда открывается великолепная панорама на Таллинн.

Посидев немного на скамеечке, мы  пошли в Домский собор. Собор с виду простенький, внутри нас поразил, нет, не росписью или картинами, а обилием рыцарских гербов. Практически все стены были увешаны гербами, после этого мы прониклись рыцарским духом города. Последующие события только добавили рыцарской экзотики, спустившись в нижний город, мы пошли вдоль крепостной стены по улице Väike-Kloostri и тут из ближайшей башни выскочили два «рыцаря» и устроили бой на мечах под бурные аплодисменты зрителей.

В Таллинне в нескольких местах сохранились крепостные стены, на которые можно, при желании, подняться.

После обеда мы продолжили знакомство со старым городом. Пройдя вдоль крепостной стены с внешней стороны, мы обнаружили небольшие художественные инсталляции, созданные из цветов и различных подручных материалов. Забавно, больше всего нам понравилась композиция Ca va Cloude?

Обойдя старый город по периметру, мы поднялись опять в верхний город  посидели в скверике рядом с парламентом, посмотрели на башню длинный Герман и на башню Кик-ин-де-Кёк. Складывается такое впечатление, что Таллинн по количеству музеев переплюнул все остальные европейские столицы. Каких только музеев тут нет... Мы сначала начали считать, после 20 оставили это занятие. И это, наверное, правильно, каждый может себе найти музей по интересам. Приятно видеть, что люди стараются сохранить свою историю, культуры и идентичность.

Обойдя весь старый город, очень компактный, в нем даже при большом желании трудно заблудиться. Мы вернулись на ратушную площадь взяли по чашке кофе в одном из многочисленных кафе и занялись своим любимым занятием: созерцанием прохожих. Интересно наблюдать за людьми, пытаться угадать их национальность, характер, занятие, образ жизни.

Вечером пошли гулять на берег залива, так как наша квартира находиться почти на первой линии. Прошли по берегу, заваленному строительным мусором, «полюбовались» батарейной тюрьмой, которая была закрыта в 2002 году. И используется сейчас для проведения различных перфомансов. Узкая полоска песка – пляж – облюбован маргинальными личностями.

Далее по берегу, мы выходи к городскому холлу - культурно-спортивный комплекс. Расположен на берегу залива, рядом с Пассажирским портом и в непосредственной близости от стен старого города Таллинна. Строительство завершилось в 1980 году, к открытию летней Олимпиады. Помню, как был этот комплекс заброшен в 1991 году, в мой первый приезд. Так и стоит он по сей день запушенный. Рядом порт с паромами в Хельсинки, Стокгольм и т.д.

Залезли мы на крышу холла, сделали пару снимков, и поспешили домой, так как начался дождь. Кстати это был единственный, раз, когда шел дождь, частый гость в этом городе. С погодой нам повезло.

Вторник

Сегодня мы запланировали поездку в музей под открытым небом. Вход 6 евро, на большой площади представлены крестьянские хозяйства, свезенные со всей Эстонии. Интересно наблюдать, как постепенно менялись постройки, уклад, хозяйство эстов. Экспозиция очень большая, поэтому можно запланировать поездку на целый день.

Чай и бутерброды не помешают. Мы, прогуляв три  часа, изрядно проголодавшись, вышли к местной корчме. Цены приемлемые на 10 евро можно пообедать. Но мы, побоявшись, что это чисто туристическое место с несъедобной едой, ретировались и поехали обедать домой.

После обеда отправились гулять в парк Кадриорг —дворцово-парковый ансамбль в Таллинне. В парке находится дом-музей Петра I и дворец, который Петр I построил для Екатерины. Во дворце сейчас располагается Кадриоргский художественный музей. Рядом находится президентский дворец, а на границе парка — современное здание Музея Куму. В парке выкопано много прудов для оживления ландшафта.

Мы погуляли по парку, обошли Кадриоргский дворец и подумали - "Много ли раз Екатерина ездила сюда"? Дворец заложили в 1718 году, к этому времени уже существовал дворец в Петергофе, а в этом же 1718 году заложили для нее дворец в будущем Царском Селе. Пройдя мимо президентского дворца, мы посмотрели, как маршируют матросы из почетного караула. Почему матросы? Балтика все-таки, наверное.

Дальше мы увидели указатели «Японский сад», пошли полюбопытствовать. Японский сад представляет собой большую благоустроенную территорию с несколькими прудами, что-то похожее на сад камней, белые мостики и низкорослые кустарники видимо – Бонса́й. Местность оживляли холмики, за забором виднелись малоэтажные жилые дома. Забравшись на один холм, мы заглянули за забор, сразу за территорией парка располагался аккуратный современный коттедж с бассейном. Неплохо, место не из дешевых. Затем нас тропинка вывела на берег моря к памятнику броненосцу береговой обороны «Русалка», который в 1893 году затонул во время шторма.

Отсюда начинаются роскошные пляжи Пирита, как их описывают в путеводителе. Может быть, погода была не пляжная, может еще по каким-то причинам, но пляж нам не понравился. Мелкий почти пыльный песок, мелкое море серого цвета, водоросли на берегу, почти как у нас в Репино – Комарово.

Среда

Наш путь лежал в таллиннский зоопарк. Билет 5,8 евро. Решили если у нас так много времени, почему не порадовать себя, не провести сеанс «зверотерапии». Большая территория, разнообразная фауна, каждый себе найдет зверей по вкусу. В апреле в зоопарке родились три детеныша амурского леопарда. Посмотреть котят нам не удалось, вольер был пуст. Пятнистая шкура одного котенка виднелась в зарослях. Утки, гуси, как всегда требовали есть. Корм можно купить в здесь же расположенном автомате за 10 сантимов. После того как корм раздали, один из них подошел и пожевал ботинок, и щипнул за руку. Козлы и бараны, обезьяны и попугаи, и всякие другие гады и звери. Слоны – гордость таллиннского зоопарка бродят грустно в своем вольере.

Три часа прошли не заметно. Как всегда с удовольствием посмотрели на обезьянок. Присели на скамейку перед клеткой с белым медведем, который с аппетитом хрустел косточкой. Больше всего нам понравился морской тюлень. Он, казалось, работал специально на публику. Постояв на хвосте, начинал плавать, плавно разворачиваясь вокруг себя. Проплыв немного, вставал на хвост и смотрел на публику как бы вопрошая: «Ну как здорово». Я пожалел, что нет автомата по продаже селедок. С удовольствием бы угостил его. Получив свою порцию положительных эмоций, мы отравились в близлежащий ТЦ Rocca al Mare, где закупили в Призме разных продуктов и поехали домой.

После обеда поехали в Музея Куму, мы не знакомы с эстонской живописью, поэтому решили восполнить этот пробел. Музей Куму современный выставочный зал, специально построенный для экспозиции большой коллекции эстонского художественного музея. На 6-ти этажах размещена экспозиция разделенная временными рамками: современное, довоенное, послевоенное, классика. Экспозиция вызывает неоднозначные чувства. Несколько авторов нам понравились, но общая картина вызывает грустные чувства. Да, и фоновая музыка была какая-то депрессивная. Общую картину сгладили две проходящие выставки «Неизвестные шедевры. Русское искусство из собраний стран Балтии» и «Глазами романтика. Голландская и бельгийская живопись XIX века из собрания Джефа Радемакерса». Неизвестные картины Шишкина и Айвазовского примирили нас с действительностью. А то после пары картин с повешенными в разделе эстонского современного искусства, нам стало совсем грустно.

Этим вечером у нас по плану был ужин в местном ресторане. По советам мы отобрали три заведения:HellHunt, VonKrahl и Karja Kelder. Еще нам советовали пообедать в кафе Компас при гостинице Park Inn by Radisson, где дают вкусные ланчи за 5-6 евро. Но мы туда так и не добрались.  Hell Huntэто популярный пивной бар, где можно проникнуться местной атмосферой. Был забит до отказа. Дальше мы зашли в VonKrahlпо виду очень приличное заведение, столики под скатертью, вышколенные официанты. Оказалось, что все столики на этот вечер зарезервированы. Видимо действительно хороший ресторан. В конце концов, мы поужинали в ресторане Karja Kelder. Типичный пивной бар, кухня не высокая, но все вкусно. Цены очень приемлемые. Ужин на двоих с пивом и вином - 20 евро. На соседней ратушной площади за подобный ужин мы бы отдали раза в два с половиной больше денег.

Четверг

Место в очереди у нас было забронировано на 17.00 по эстонскому времени. Поэтому пришлось с утра идти гулять в старый город. Мы прямиком отправились в верхний город на смотровую площадку на улице Kohtu. Сели на скамеечку и стали наблюдать за жизнью. Рядом с нами присел какой-то турист, спросил, откуда мы. Узнав, что из России, торжественно объявил, что завтра они будут в Петербурге. Турист оказался из Канады, но больше похож был на латиноамериканца. Подошли его товарищи, и они начали болтать на непонятном языке. Удивившись, я спросил его. Оказалось на «индейском». Вот почему он похож на латиноамериканца. Проболтав полчаса, он нам рассказал, что они уже посетили Берлин, Копенгаген, Осло и Стокгольм. Больше всего ему понравился Берлин. Редкое заявление, мне нравится Берлин, но отнюдь не за его архитектурные достоинства. Так как практически весь город был разрушен и затем отстроен заново. Поэтому огромные пустые пространства, смешение стилей и многое другое не создают органичную картинку целого города. Посидев еще немного, мы вернулись домой, пора было возвращаться в Петербург.

Дорога заняла предсказуемые три часа + получасой отдых на уже нам знакомой стоянке у торгового центра (N59.36326 E027.45156). В Нарве заехали в ТЦ Астри купили кое-каких продуктов, стоянка в ТЦ бесплатная в отличие от таллиннских ТЦ. К слову о парковках, рядом с нашей квартирой парковка на улице бесплатная, а старый город рядом, можно использовать как плацдарм для посещения старого города. Улица называется Suur-Patarei (59.447955, 24.744551) – по-нашему Большая батарейная улица. Или можно найти паркинг на официальном сайте, указан полный список парковок с тарифами и тарифными зонами.

Из ТЦ поехали в сторону зоны ожидания на улице Раху 4a, 21003 Нарва, тут нам навигатор преподнес сюрприз, как и в воскресенье, когда мы проехали границу, сначала несколько раз сбивался с пути, затем показал, что мы стоим в чистом поле и замолчал. После нескольких раз включения-выключения навигатора, он, наконец, «поймал» дорогу и вывез к зоне ожидания. Мы не стояли раньше в Нарве по 5-10 часов, как вспоминают старожилы, поэтому для меня система предварительного бронирования показалась странной. Прибыть нужно заранее. Постоять на парковке, заплатить 3 евро и дальше двигаться в сторону границы. Мне кажется, если я бронирую место на 17.00, то 17.00 меня должны пропускать к границе. Когда я бронировал, то квота для предварительного бронирования была 1 машина в час. Откуда еще взялись четыре русские машины на это же время, непонятно. Ну, да ладно, подъехали мы к границе, постояли еще минут 20, подъехали к шлагбауму отдали квиточек в окошко AS Transservis-N и нас пропустили на границу. К несчастью сразу подъехал рейсовый автобус, который досматривали без очереди. В общем два часа было потрачено на прохождение эстонской границы. Машину не досматривали, поставили штампики в паспорт, спросили, есть ли чеки для так фри, и пропустили. Раньше здесь был и пункт возврата денег, но теперь его убрали. Висит объявление, что получить деньги можно в офисе Global Blue в Петербурге. Наших прошли за пять минут, открыли, закрыли багажник, поставили штампики и домой.

Итог

Поездка понравилась. Только была немного растянута. Иногда на день два можно съездить, чтобы развеяться. Таллинн одна из двух ближайших к нам европейских столиц.

Таллинн находиться на таком же расстоянии от Петербурга, как и Хельсинки.  Для автопутешественника маршрут очень простой, но можно его разнообразить поездкой в Пярну, Тарту или Хаапсалу, что мы в следующий раз и сделаем.

Немного статистики: проехали мы 830 км, средний расход бензина (Пежо 308, автомат) 7,9. Я заметил, что по трассе у пыжика расход нормальный 6,9-7 литров на сотню. Но в городе он очень прожорлив. 100 км, которые мы накатали по Таллинну, подпортили статистику.