Случайный совет
90-95 % АЗС в Европе это еще минимум бар, туалет, магазин и место для отдыха. Остальные 5-10 % - это автозаправки самообслуживания.
Автопробег по Европе: Минск-Амстердам-Париж-Минск. Часть 3
продолжение... начало здесь...
Часть 3. Мон-Сен-Мишель - Париж
Франция.
Мы совсем немного выбились из графика поездки, но совсем об этом не жалели. Пока что (ну почему в сутках на 30 часов? – задают себе вопрос, по моему, все отпускники ). По указателям на Париж выезжаем из Антверпена по автобану и проскакиваем менее чем за час последние 100 км Бельгии. Граница с Францией обозначена знаками и нужно снизить скорость (встречный поток выборочно контролировался полицией).
Франция – ограничение на автобане до 130 км/ч. Т.к. автобан по большей части двухполосный и учитывая наличие небыстроходных фур – скорость в 130 вполне комфортна. Держим путь на небольшой городок Уистреам в пригороде Кан. Хотя мы движемся на юг – температура за бортом падает и даже встречаем еще не растаявшие сугробы. По въезду во Францию, по плану – заехать на заправку (по отзывам здесь дешевле топливо и купить алкотестер – он как обязателен). На заправке (16-30) топливо совсем не дешевое оказалось, но что делать…
А про алкотостер: на заправке в продаже его не оказалось. Когда я обратился к продавцу он на англо-французском сказал, что требование алкотестера уже не актуально ("закон отменили и выбросили в унитаз, а те кто его придумал – козлы и бараны" – это была 2-х минутная пантомима для меня, и подошедшего за тем-же чем и я англичанином). Как на самом деле не знаю, "за что купил, за то продаю", но алкотестера не оказалось и на следующей заправку уже под Парижем..
Мы забрались уже довольно далеко на запад и солнце здесь уже не падает так рано за горизонт как в Польше и это дает шанс рассмотреть мост через Сену – Мост Нормандия (18-30).
Если проехать вот так (без гугл-подсказки сложно сообразить как попасть:
) То можно попасть на проковку, откуда совершить марш-бросок.
Мост конечно впечатляет, когда его рассматривать со стороны. Заехав на специальную парковку я хотел прогуляться до него пешком – оказалось, что для этого необходимо не менее полутора часов. Поэтому дежурное фото на холодном шквальном ветру – и далее – к морю. При проезде по мосту (въезд 5.30 евро) высота ощущается слабо (вот если бы пешком.. но остановиться уже негде), хотя по длине - действительно - один из самых длинных в мире. По впечатлениям ИМХО он проигрывает мосту через Босфор (может мне просто не с чем более сравнивать? ).
Дальнейшее продвижение было по платному автобану (где-то есть записи где и сколько платили – если кому интересно спрашивайте - найду). Процесс оплаты прост и бывает 2- видов:
а) При въезде на платный участок получаешь чек (дорога перегорожена автоматическими воротами-шлагбаумами. Над воротами в таких случаях горит синяя «t». Подъезжаешь, тиснешь кнопку, вылазит чек с магнитной полосой, открывается шлагбаум, едешь. При выезде подъезжаешь к автоматическим воротам (людей нет!) – я выбирал ворота с оплатой по картам (значок карты над воротами) – сунешь в приемник чек, сунешь в ТОТ ЖЕ приемник карточку (ВНИМАНИЕ – карты Беларусбанка Виза классик в евро, МастерКарт в долларах – не принялись, Была принята рублевая Виза классик Белгазпромбанка – а транзакция по ней, как и списание денег произошло только через неделю), шлагбаум открывается (можно натиснуть на кнопку и получить чек с суммой) – ЗАБИРАЕШЬ карточку – едешь далее (мой рекорд – 4 секунды, есть что сравнить с Польшей и ожиданием там в очереди до 10 минут).
б) проще – приехал – сразу сунул карту, забрал чек об оплате – поехал дальше. Повторюсь – я выбирал только ворота с оплатой только по карте (у меня много разных карт и я смог подобрать работающую).
Платных участков несколько. Сумма оплаты варьировалась от 1 до 8 евро, а общая сумма за всю поездку по Франции перевалила за 60 евро – НЕДЕШЕВО. Уже затемно (19-50) добрались до отеля. Здесь встретили (может и намеренное) «не понимание» английского от хозяина отеля, но выручила подоспевшая хозяйка, которая в 2 десятка слов определила нас в забронированный ранее, весьма уютный номер (самый дорогой за все время путешествия = 77 евро за ночь, без завтрака), описала как добраться до ближайшего казино и бара (Мы как могли отказались от такой экскурсии и отправились на поспать).
Утром ранний подъем, душ, кофе (электрочайник в номере присутствует) и в путь (8-30) – Мон-Сен-Мишель уже ждет.
Расплатившись выходим на улицу – а там … весна пришла. Теплынь (+6 по автокомпьютеру).
Цветы цветут, солнце греет. И конечно мы не смогли не остановиться на променад по пляжу. Пляж шикарен. Думаю летом он пользуется популярностью (широк, благоустроен, есть даже мета для мангалов, огороженный со всех сторон живой изгородью).
Прогуливаясь у кромки прибоя обнаружили, что нас потиху окружают морские воды – небольшое углубление между рыхлым и плотным песком (первоначально оно было примерно в 50 м от прибоя) уже начало заполняться водой, а прибой с каждой волной затапливал образовавшийся островок, на котором мы оказались.
Вовремя заметили – перепрыгнули через полуметровый ручей, а через 15 минут первая волна перемахнула через весь островок, полностью его поглотив. Так мы первый раз увидели прилив ( приливы на черном море по 20-30 см – не считаются ). Прогулка заняла всего час (еще зашли на мемориал в честь высадки и открытия второго фронта), но настроила.
Повертываем на запад. На обочинах зеленая травка, появились цветы, в придорожных кустах опознан цветок- мимозы.
До городка Понторсон 140 км, которые пролетаем менее чем за полтора часа. Дорога виляет – местность холмистая. Сворачиваем на Мон-Сен-Мишель – Если нет навигатора - не проедете, т.к. указатели встречаются заблаговременно и потом ведут до стоянки. Съехав с магистрали едем по узенькой извилистой дороге –глубинка северной Франции.
Если кто проголодался – есть трактирчики. Большое количество недорогих (30-60 евро за 2-х местный номер) отелей. Также есть кемпинг (кемпинг есть и возле самого берега). Похоже весна здесь уже давно, т.к. на поля уже выгнали скот. Первый вид на аббатство, и мы уже в предвкушении.
Оказалось рановато мы засобирались – еще несколько километров по дорожке и прибываем (10:50) на платную парковку (берем талончик в автомате на въезде). От стоянки можно добраться пешком до острова (2 км ~ 40 минут против ветра) или на бесплатном шатле (10 минут до остановки, ~10 минут ждать отправления, 3 минуты ехать, 5 минут еще идти).
С приближением к острову единое целое разбивается на россыпь небольших домиков и громадное строение аббатства, венчающее все это нагромождение. На входе столпотворение туристов (не представляю, что здесь твориться в сезон). Хотя то количество туристов оказалось мелочью, когда я посмотрел фотки в интернете . Встретили группу русских детей – они изучают французский язык и им будет проведена экскурсия на французском. Потихоньку поднимаемся мимо сувенирных магазинов и кафе к вершине – главной достопримечательности. Оплата за вход -2х9+1х0=18 евро (без аудио гида т.к русского нет, а бумажка с описанием маршрута на русском выдается бесплатно). Выданный листик + приобретенный путеводитель по аббатству провел нас по закоулкам примерно за 3 часа. Немного поприсутствовали на службе (совсем скоро пасха), что добавило впечатлений от посещения собора аббатства. Не могу сказать, что посмотрели мы все – но облазили многое.
Конечно- заночевать бы здесь (отели есть и на самом острове) – посмотреть на прилив – как эта вся грязюка поглощается морем… В общем – времени только на обед в кафе с видом на залив.
Посетителей немного, кушаем неторопясь. Официантка приняла нас за почему-то за поляков. Поправляем – Мы не поляки, и не русские мы белорусы из Беларуси. Впрочем она не знает где это. Наводящие «Minsk, … between Warsaw and Moscow, Kiev and Vilnius, between Poland and Russia», даже магическое «Lukashenko» (выручившее однажды в Амстердаме) не помогло –деревня не дошли сюда наши деды в свое время.. Вот сейчас пишу и вспоминаю: Наполеон, Березина, 1812-й… В общем прошу у тех кто там будет: напомните «гэтым нсвядомым» . Два бокальчика вина за счет заведения пришлось потребить жене (я же за рулем сегодня), всего за 3 комплекса оплатили 53 евро (с чаевыми).
Вернулись опять же на попутном двухголовом шатле в авто и в 15-30
попытались выехать. Автомат (принцип работы как на автобане) на выезде НЕ ПРИНЯЛ ни одну из наших карт. Мы были не единственными такими, в соседних воротах стояли с такой же проблемой испанцы. Через пару минут прискочил служитель, который без вопросов принял наличность (8.50 – по показанием автомата) и своим пропуском открыл нам шлагбаум (т.к чека не было мы подумали что, тут так зарабатывают – а как мы еще могли подумать – мы же из постсоветского …)
Итак – наша самая удаленная точка от дома – Проехали 2675 км. Спалили 164 литра солярки (6.1 л/100 км, ср.скорость 89 км/ч).
Далее мы едем к дому, а по дороге заедем в Париж (16:44 пробка у Кан, дорога -4 точки оплаты всего 15.50 евро, 18:21 съехали с автобана А13 – не доезжая 30 км Парижа, т.к. нам в Сержи, 18:50 заправились на Тотал по 1.394 excellium diesel, 19:30 разместились в отеле -40 евро ночь). Голландский сыр, бельгийское пиво, еще польские йогурты и нидерландские фрукты – нехитрый ужин автотуриста . А да.. еще немецкое шампанское – для крепкого сна- чего уж мелочиться – машина запаркована на 3 ночи.
Тяжесть от морального шока от такого отеля с таким комплектом отступила, шутка ли: номер 12 м квадратных всего оказался.