Случайный совет
Совершать дальние путешествия на автомобиле в одиночку, особенно автотуристам, которые впервые отправляются в дальнее путешествие, не рекомендуется. В дороге всегда может понадобиться товарищеская помощь и совет.
Калининград-Хорватия-Калининград или АлкоЕвроТур 2011
Маршрут:Калининград-Польша-Чехия-Словакия-Венгрия- Словения-Хорватия-Словения-Чехия-Германия-Польша- Калининград.
Решил написать, может кому пригодиться бесценный опыт путешествия по Европе.
Вообще поездка была запланирована еще в феврале, первые конкретные шаги сделаны в июле, а именно были забронированы апартаменты в Округе Горный, Трогир, Хорватия.
Долго и нудно выбиралось на сайте Адриатик.хр, в итоге свершилось, и были проплачены 4**** за 210 ЕВРО с носа на 7 дней.
Вот они:
До прибытия на место планировалось 2 ночевки, одна в районе границы Чехии и Польши, а одна просто планировалась, либо в Вене (Австрия), либо в Словакии. Отели по пути бронировали поэтапно, там где ночуем, бронируем на следующую ночевку, благо инет везде есть.
Начало.
Неспешно собравшись, в количестве 10 человек и 3 автомобилей, (Киа Соренто – это я, Вольво ХС70, Опель Зафира – все дизеля) ,около 9 утра выехали из Калининграда, но как водиться в больших компаниях, кто-то, что-то забыл, кто-то, что-то не успел, и в итоге к 11 часам все собрались на Российско-Польской границе. На погранпереходе прошли «со свистом» ибо очереди не было вообще.
Сразу отмечу вопрос по страхованию ответственности. Один автомобиль имел РСАшную страховку за 2700 рублей, в которую включены все страны, предполагаемого пребывания и два автомобиля имели страховку Литовскую, в которую были включены все страны Шенгена, а Хорватия, как известно туда не входит. Сделано это было осознанно, с целью экономии средств, так эта страховка стоит всего 600 рублей на месяц, и почему то была уверенность, что на границе с Хорватией тупо купим внутреннюю страховку «за недорого». В этом была очень печальная и грубая ошибка, которая в последствии вылезла боком. Об этом чуть позже.
Польша.
Поездка по Польше ничем не примечательна, разве что штрафом в 400 злотых за превышение скорости головной машиной, которая была «подстрелена» живым полицейским, видимо у них нет практики оптового приема на радар, поэтому две машины спокойно проехали дальше и остановились, чтобы подождать. Автономные радары (скворечники) которые стоят вдоль дороги по Польше в основном не работают, поэтому особо на них внимания не обращали, да и в принципе видно, когда он сработал, довольно яркую красную вспышку тяжело не заметить.
Ночевка в придорожном отеле, вполне сносном за 40 ЕВРО за 2-х местный номер.
Утром случилась оказия, которая дала бесценный опыт при ДТП за бугром, я тупо, задом въехал в новехонький Мерседес Е-класса какого то голландца, пережидавшего ночь в этом же отеле. Хотя опытным взглядом, я отметил отсутствие камер на паркинге и бабушек на рядом стоящих скамейках, совесть мне не позволила просто сесть и уехать, ибо мои повреждения заключались в царапине на заднем бампере.
Голландец же получил увечья бампера, багажника и разбитую заднюю фару. Я зашел обратно в гостишку, выцепил взглядом в ресторации чувака, и спросил жестами и скудным английским:
- Мерседес твой?
Он кивнул…я сделал жалостливое лицо, и, приложив руку к сердцу, сказал,
- I am sorry….
Надо было видеть в этот момент его лицо. Хотя могу сказать, дядька оказался вменяемым и воспринял это адекватно.
Мы вышли, вызвали полицию, пока ждали, 10 минут, пили кофе с терпилой на скамейке, меня оформили, дунул в трубку (по нулям), сделали копию моей литовской страховки, з/паспорта и прав - отдали ему, сфоткали его и мои повреждения, дали ему какую то бумажку, с меня взяли 200 злотых штрафа, выдали квитанцию и отпустили.
Полицейский сказал, что если бы у меня не было наличных денег, то он бы передал инфу на границы, и у меня были бы проблемы в дальнейшем при пересечением границы. Так же польский полицейский мне сказал, что голландец был удивлен таким поступком русского, типа сам нашел, сам позвал.
После этих слов стало немного гадко на душе….вот такое о нас мнение.
Короче ничего страшного, кроме подпорченного настроения. С голландцем мы расстались почти друзьями.
Чехия.
После все утренних приключений, решили следующую ночевку устроить на Балатоне в Венгрии, Вену исключили временно из маршрута, так как внутренне чутье подсказывало, что Австрия нас высосет финансово очень хорошо (как оказалось потом, оно нас не обмануло), и так как это было только начало АлкоЕвроТура….короче решили, рванут в Угорщину, она же Венгрия.
Чехия как Чехия, главное не забыть купить виньетку для автобанов, кажется,7 ЕВРО…они продаются, как правило, либо на бывших пограничных постах, либо на всех заправках. Мысль, «а может проскочу» вполне осуществима, но можете влететь на 120 ЕВРО, границ то между странами Евросоюза нет, но перед бывшими погранпереходами практически обязательно стоят полицейские этой страны с биноклями, и секут «безвиньеточных» транзитников, и по-любому тормознут если её нет. Думать и мыслить не надо, практически везде они называются «виньетто», и сказав это слово оператору надо только выбрать период действия и внести в кассу деньги или оплатить картой На всех виньетках, с задней стороны есть схема, где и как размещать ее на лобовом стекле, а на некоторых есть отрывной купон, куда следует записать номер своего авто. Эти требования обязательны.
Словакия.
Не забудьте купить Словацкую виньетку, проходите Словакию транзитом, можете даже не заметить.
Венгрия.
Тоже надо сразу купить виньетку, но она выглядит как обычная бумажка, оператор попросил на написать номер авто и вбил его туда на компе, клеить ее никуда не надо, покупали мы ее на бывшем погранпереходе.
Отель на Балатоне порадовал, это яхт-клуб, но так как уже не сезон, пустует.
90 евро за 3-местный номер, с отличными условиями прямо на берегу оз. Балатон, бассейн, ресторан. Хорошо, что забронировали заранее, охранник не пускал, говорил что все закрыто, было уже 10 часов вечера, пришел управляющий и был в теме, распределил нас по номерам. Так бы наверное наобум - незаселились. Утром позавтракали, покупались в Балатоне, вода холодная до жути, и рванули на постоянное место предполагаемой дислокации, а именно в Хорватию.Почему то подумалось, что не понимаю тех людей кто ездит отдыхать на Балатон, инфраструктура есть, а смысла я не увидел. Озеро как озеро.
Приехав на границу Венгрия – Хорватия, начались приключения связанные с отсутствием хорватской страховки на 2 машинах Соренто и Вольво. У нас были транзитники, т.е. те, кто имел право на 2 въезда в Евросоюз, туда и обратно, и когда первую машину после проставки печатей о выезде из зоны Шенгена развернули и отправили делать страховку, быстро сообразили пересадить их в ту машину, которая имела РСАшную страховку, ибо потом будет второй въезд, а обратно уже дорога им будет закрыта. Они поехали до точки назначения самостоятельно и в одиночку, хоть и в тесноте.
Мы поехали искать пункт страхования. Нашли по навигатору ближайший городок и рванули туда. Там уже в 2 часа было все закрыто и мы поехали в более крупный населенный пункт, почти 80 км.
Венгерский язык, это что то…птичий, цыгане они и есть цыгане. Никто не умеет говорить ни на одном знакомом и более менее распространенном языке (англ. или нем.), а может просто тупо не хотят. С горем пополам, мы выяснили, что страховка по венгерски -«бистошитас» и стали искать вывески с этими буквами. Потратили два часа, тыкая наши гринкарты в страховых конторах и получая пожимание плечами и безучастные взгляды.
Нашли какой то банк, в название которого было это самое «бистошитас» и зашли туда. Взяли талон в автомате и сели в очередь. Минут через 5 привлекли внимание охранника, и повторяя «бистошитас» и тыча ему нашу гринкарту попытались ему объяснить что нам надо. Он нас проводил к управляющему офисом, тот долго не мог понять, откуда мы, а скорее делал вид, потому что у одного из товарищей на футболке во весь грудак было написано RUSSIA, потом, минут через 5 сказал-спросил «вы русские»? Это был прорыв в общении!!!! Он взял нашу гринкарту, что то нашел там, на задней стороне, и набрал на телефоне номер. Долго чирикал в трубку, а потом дал мне, и я услышал русскую речь. Девушка объяснила мне, что венгры по закону не могут страховать иностранные авто, и что нам надо делать страховку в стране нашего проживания или в Польше, возможно в Словении прокатит, но никак не у венгров.
Так как до Калининграда было около 1500 км, до Польши где то 700, а до Словении всего 40, мы решили испытать судьбу там. Изначально мы не хотели через нее въезжать, потому что виньетка стоит 15 евро, за 20 км участок дороги по Словении на 7 дней, и 30 евро на 30 дней. Но делать было нечего. По дороге выяснили, что рядом, в 20 км, есть погранпереход Словения-Хорватия, и решили попытаться с мордами кирпичом прорваться через кордон.
Прокатило, словенцы вообще не задали вопросов, а хорваты у одной машины ничего не спросили про страховку, у другой спросили, получили литовскую гринкарту (с перечеркнутой Хорватией), долго ее изучали и отправили машину на стоянку, где сверяли номера VINа и двигателя и тоже потом пропустили, задав вопрос почему стоит в паспорте перечеркнутый венгерский штамп, получили объяснение что на границе с Угорщиной вспомнили, что забыли в гостинице личные вещи и возвращались. Это их удовлетворило, наивные….Так и прокатались по Хорватии без внутренней страховки.
Хорватия.
Если пишу цену в кунах, то умножайте на 6.
1 куна = 5.8 рублей.
Через 30 км, по узким дорожкам, навигатор нас вывел на автобан, по которому мы должны были ехать, если бы проехали через Венгрию. Это что то, я таких дорог не видел даже в Германии, возник вопрос, откуда и как такая бедная страна как Хорватия смогла его построить. Отличное полотно, туннели длинной 8 км, с подсветкой, вентиляцией и моргающими знаками и предупреждающими радарами о твоей скорости. Почти 550 км прошли за 4.5 часа, при этом кушали около часа в кафе. С нами был 2 летний ребенок, и он от долгой дороги, периодически начинал кошмарить в машине, требовались иногда остановки, чтобы он развеялся. За автобан отдали 146 кун, это где то 850 рублей, на обратном пути столько же. При въезде берешь билет, а на месте выезда платишь, либо налом (у нас, его еще не было) либо картой по факту сколько проехал.
Прибыли в Трогир, вечерняя обстановка очень впечатлила, все моргает, толпы народу вообщем весело. Заселились, при этом группа которая приехала первая, сидела в одном номере и ждала нас вместе с хозяевами апартаментов, хотели заплатить за все 3, но хозяйка сказала что «когда остальные приедут, тогда и рассчитаетесь»
Не буду рассказывать про отдых в подробностях, но поездки в близлежащий Сплит, не вдохновили, грязный город, и только в одном месте интересно, а именно в порту и старом городе, эти места тождественны, даже навигатор при точке «центр города» приводит точнехонько туда. По акции накупили себе капитанских кепок за 70 кун, потом выяснили, что если пройти чуть глубже на рынок, они там по 50 кун и еще можно поторговаться. С нами в здании жили немцы и чехи, немцы после первой нашей ночевки съехали на два дня раньше, долго и громко утром ругаясь и мешая нам спать после бурной ночи. Чехи оказались нормальными чуваками, приехали с семьями, вообщем на третий день мы с ними забухали, и споили их моим самогоном. Проблем с общением не было вообще.Когда они съехали, мы в этот момент были на море, то на балконе первого этажа одного из наших номеров стояло 12 банок чешского пива. Было приятно.
Национальный парк КРКК
Ездили в национальный парк КРКК, от Трогира всего 60 км. Приехали в какой то городок, там нас зазвали сразу на парковку, 30 кун, мы оставили машины и пошли пешком до порта, около 1 км, уже по пути поняли что можно было проехать дальше, там было место для парковки и причем, бесплатно, но зато прогулялись, Дальше сели на кораблик, типа речного трамвайчика и нас привезли в сам парк, бесплатно. Вход 90 кун, (550 руб) погуляли часа 3 покупались, хватило, все вертится вокруг одного водопада, просто практически постоянно гуляешь вокруг него, и наблюдаешь с разных точек, есть еще типа национальных ремесленных музеев небольших. Поесть там относительно всей Хорватии недешево, на двоих отдал около 45 евро, не скажу, что наелся.
Фиш-пикник.
Гуляя вечером по Трогиру, уличный зазывала предложил фиш-пикник, так как мы были уже на «кочерге» от вина, долгая торговля и количество участников сделало свое дело, вместо 180 кун с носа, мы сговорились по 110.
Утром пришли на причал, загрузились, там было еще человек 15, кроме нас: чехи, поляки, немцы… Капитан немного знал русский, и мы выяснили, что как таковой рыбалки, на которую мы рассчитывали, не будет. Нам просто пожарили рыбу, налили белого вина, какой то салат из одной капусты, налили ракии (самогон ихний).
Процесс выглядел так: было запланировано посещение двух островов и загоранием, купанием и отдыхом, ну и жареной рыбой и вином. Вообщем за 600 рублей, на мой взгляд, вполне нормально за день развлечения.
Небольшое отступление. Вся группа взяла с собой тельняшки, и мы немного бухнув, переоделись в них, я достал гвоздь программы - пиратский флаг, и мы при условии, что его подарим, уговорили капитана поднять его над кораблем. Со словами «корабль наш» мы стали фотографироваться, остальные туристы немного напряглись, но потом, поняв, что мы «на позитиве» стали улыбаться и фотографироваться с нами. После чего кэп вынес нам 1.5 литра ракии и 6 литров вина и подарил. Короче дальнейшее описывать не буду, было весело.
Я брал с собой 2 литра самогона (всегда, когда куда либо еду беру, для обмена на местный хэндмейд, скопился уже внушительный «погребок»), утром я заехал в порт, и отдал кэпу литр, он остался доволен, сказал что русского самогона еще не пил.
Был «мальчуковый» выход в город вечерний, двое из наших приехали без «самоваров» и естественно был интерес «гелс фо мани», к слову искали долго, дней пять, у них это не развито и довольно жестко пресекается. Так во время этого выхода, наконец, то нашли, у какого то бармена спросили, потом он, куда то звонил, повторял, что это секрет. Приехали 2 девушки лет 20-24, наша группа уже к этому моменту разделилась, часть уехала домой, а мы втроем остались. Приехали они сами на машине, мы загрузились и поехали в апартаменты, цена 150 евро за час…нехило, но и девки ничего. Корешам понравилось.
Цены на продукты, такие же, как и в России, нас пугали, что там все дорого, берите больше денег, все там нормально и в магазинах и в кафе, на продукты и кафе я потратил не больше 250 евро на двоих за 7 дней, не скажу, что особо экономил. По рассказам бывалых слышал - вино по 15 кун за литр – халява. Это не вино, это винище, более менее начинается от 50 кун, на наши деньги это где-то 300 рублей. Дешевый вискарь, дешевле чем в дьютифри, в котором мы затарились на польской границе еще, там виски тяжело пить, не лезет. В кафе 70 рублей за 40 мл Джек Дэниэлся. Пиво в кафе 90 рублей за 0.5, в магазине 50 рублей, берите в банках, в бутылках платите еще за бутылку, если пустые не сдаете, кстати, тоже самое и в Чехии.
На обратно пути забронировали гостиницу на Плитвицких озерах, в 7 км от них, 32 евро за 2-х местный номер. Просто обычный дом, но наверху номера, хоязева, они же и персонал. По приезду заказали завтрак, за 6 евро с носа, но как оказалось это «континентальный завтрак» йогурты и омлет, на мой взгляд, для такого дороговато, тем более потом выяснилось, что мы могли использовать кухню в личных целях, то есть сами что то приготовить.
Плитвицкие озера.
Вход 110 кун на один день и билет на 2 дня 180 кун. Мы взяли на один день, тем более время было уже 3 часа, прогулялись по половине парка, красиво и того стоит. Дальше уже устали, стало темнеть, да и малой стал опять кошмарить родителей. Вышли на промежуточную точку, посредине маршрута, там автопоезд на базе Унимога привез нас обратно на парковку. На общем собрании решили, что следующая ночевка в Зальцбурге (Австрия). Забронировали гостиницу, «Меркуре», 100 евро за 2-х местный номер, решили, что раз она в центре города, то мы сможем быстренько посмотреть все достопримечательности. Потом опять же поняли, что город маленький, и разницы на окраине или в центре особо нет, а цена минимум отличается в 2 раза.
Ограничения на хорватских автобанах 130 км/ч, но никто не следит, единственно, что при приближении к границе, (это касается любой страны) стоят полицейские с радарами. Мы об этом знали, но забыли, и на границе меня приняли со 160 км/ч, сзади идущую Вольво со 151 км/ч. Ограничение около границы 100 км/ч. Зафира прошуршала по тихому.
А теперь внимание!!! Мой штраф на наши деньги составил бы 42 тысячи рублей, водителя Вольво - 18 тысяч. Вообщем хорватские полицейские милейшие люди, посмеялись и отпустили нас за 100 евро за двоих. Я никогда не даю взяток на дороге…но 42 тыс, это 42 тыс, нас бы не выпустили, и денег таких уже даже налом и на всех картах не было.
И вообще минимальный штраф в Хорватии за нарушение ПДД 1600 рублей. Очень понравилась статья, звучит примерно так: При ДТП водители до приезда полиции должны обеспечить регулирование движения для избежания заторов, если этого не сделать штраф 500 кун кажется, около 3000 рублей на наши деньги. Толково на мой взгляд...у нас же номера поснимают и сидят в своих машинах, а там хоть трава не расти.
Словения
На границе стоит микроавтобус, где продают виньетки, надо купить. Дальше просто езда по автобану. Очень красивая дорога альпийские луга с уклоном в 60* - скошены, автобан, туннель платный 10 евро за машину, мы сначала подумали, что это плата за австрийские дороги, так граница Словении и Австрии проходит прямо в туннеле, стоят щиты с гербами стран, потом, на следующий день, австрийский полицейский нам объяснил (за 35 евро штрафа) что это только чек за туннель, а не за виньету.
Зальцбург (Австрия)
Мля…как все там дорого и никто не хочет говорить по английски, а мои знания немецкого из детства скудноваты и частично забыты. Вечером погуляли, оставили по 100 евро на пару – ни о чем. На утро заказали в конторе "Панорама-тур" обзорную экскурсию по городу за 15 евро с носа с русским гидом. Мужик оказался классный, зовут Инго, сам немец с Восточной Германии и учился в Москве, отлично говорит по русски. Показал нам за 1 час все, правда, из окон микроавтобуса, с рассказом истории. Я у него поинтересовался, как косят на таких уклонах, сказал, что если уклон не большой, то спецтрактор, если большой, то на тросу его тянет другой трактор, который едет по поверхности с меньшим уклоном. Вот люди!!!!
После экскурсии, мы решили, что как только появиться возможность обязательно сюда вернемся, а так без 300 евро в день на пару, тут делать особо нечего. Но очень интересно, в Зальцбурге в средние века решалась судьба Европы, это был самый богатый город тогда, так как имел 5 соляных шахт, а соль тогда стоила на равне с золотом. Видимо ценовая политика сохранилась, хотя соль подешевела.
Вечером в кафе столкнулись с проблемой, все меню на немецком, ни слова на английском, а тем более на русском. Спросили меню на английском или на русском, официант с издевкой сказал что на английском намочил дождь, а на русском его тут никогда не будет. Сцука...я ему сказал что пицца за 8 евро - полное шайзе, рассчитались картой и ни копейки не оставили на чай. Разница между Западной и Восточной Европой...мне подумалось: Суворов то уже давно был...забыли. В Праге нас разве что в попу не целовали, принесли меню на русском, и готовы были разговаривать хоть на суахили, наши там были совсем недавно еще.
Долго решали, как ехать в Прагу, по автобану 530 км или по старой дороге 380 км. Спросили у Инго, он сказал, что если хотите полюбоваться видами то лучше по старой, она неплохая, хоть и узкая и достаточно красивая. Поехали. Гостиницу забронировали еще вечером в Зальцбурге, 55 евро за 2-х местный номер с вполне приличным завтраком. OYA*** не далеко от центра Праги. 7 минут на такси.
Заметил, что если забивать в навигатор координаты точки, то ехать удобнее, чем если забивать адрес, по крайне мере мне, раньше координатами не пользовался.
На выезде с Австрии, после заправки, на въезде не тормознули на стоп-линии, были остановлены полицейским, который тут же выписал штраф в 35 евро, оплатили на месте картой. И хотел еще влупить 120 евро за отсутствие виньеты австрийской, но потом сжалился и отправил на АЗС за ней. В начале разговора все время держался за ствол с расстегнутой кобурой, потом успокоился и застегнул. Дальше беседа была более позитивной.
Дорога хоть и красивая, но немного вымотала, вверх вниз, вправо-влево, поселения, ограничения…ехали часов 6, наверное.
Прага.
С гостиницы в центр поехали на метро, стоит 24 кроны за 30 минут катания, 32 кроны на 1.5 часа. Взяли за 24 кроны, это приблизительно 1 евро. Были проблемы, карту не принимают, крон еще нет, еле нашел банкомат, снял 1000 крон. Погуляли по центру, девочка в гостинице на рецепции оказалась русской и дала нам пару советов.
1. Такси обратно с центра не больше 200 крон, сказала по-любому попытаются развести набольше.
2. Обменники, смотрите курс. Курс вообще, 24 кроны за 1 евро, но если меняешь меньше 200 евро, то курс 18 крон (это написано мелкими буквами в каком нибудь углу стенда) Это в основном на центральных улицах, развод для туристов, чуть в сторону полно обменников с 0% на витрине, там все по честному, только евромонеты у меня взяли по 20 крон за 1 евро. Но все равно смотрите и разбирайтесь.
Погуляли, покушали, побродили по центру. В отель вернулись за 200 крон на такси. Красиво, и одного дня мало, минимум 3-4 дня надо. Цены адекватные на все, по-русски почти все понимают, да и русских полно, в смысле не туристов.
Утром проложили по навигатору дорогу, через Берлин, это на 100 км дальше, чем по короткому маршруту, но 600 км по Германии мы прошли за 4 часа, остальные 400 км Польши за 8 часов, вечером и в дождь. А короткая дорога в основном обычная. Автобаны в Германии бесплатные. Немцы самые невменяемы пользователей автобанов, если он едет на круизе и идет на обгон, он так и едет на круизе, со скорость 120 км/ч потихоньку обгоняя, так они экономят топливо, и причем вылазят не глядя на траекторию твоего движения.Ограничений у них нет по скорости, и когда ты вваливаешь 160 км/ч, перед тобой тупо вылазит это чудо и едет не прибавляя, уходишь в правую полосу и пытаешься его обогнать там, он начинает сигналить и моргать фарами, при этом ты ему лично совершенно не мешаешь. Все машины у нас были с любительскими рациями, поэтому мы, договорившись, одному сделали коробочку))))
С Праги выехали в 12 часов дня, в 00.30 пересекли границу с Россией, где я тут же, через 30 метров от ворот, влетел в яму, что навигатор улетел на заднее сидение и самопроизвольно включились дворники.
Добро пожаловать на Родину.
Итог: прошли 4494 км, затраты на топливо и автобаны 27000 рублей, 23 тыс. топливо + 4 тыс. платные дороги. Расход получился на Соренто 10.5 литра,
на Вольво ХС70 - 10 литров, Опель Зафира - 8.5 литра.
80% пути не меньше 140 км/ч.
Вообщем на все ушло 94 тысячи рублей на двоих, с гостиницами, едой, дорогой, развлекухой и сувениров типа местного вина, масла и магнитиков и штрафами.
Много денег высосала обратная дорога. Но никто ни о чем не жалеет, все довольны.