Случайный совет
Собираясь в дальнее путешествие обязательно проверьте автомобиль - масла, эксплуатационные жидкости, техническое состояние.
Осеннее автопутешествие в Прагу
Осенью ездили в Прагу. Информация не совсем свежая, но пусть будет.
Путь туда:
(BY) Минск – Гродно – Привалки
(LT) Raigardas – Druskininkai – Lazdijai
(PL) Ogrodniki – Augustów – Grajewo – Stawiski – Łomża – Zambrow – Ostrów Mazowiecki – Warszawa – Rawa Mazowiecka – Piotrków Trybunalski – Częstochowa – Lubliniec – Dobrodzień – Opole – Nysa – Paczków – Kłodzko – Polanica-Zdrój – Duszniki-Zdrój – Kudowa-Zdrój
(CZ) Náchod – Nove Mesto nad Metuji – Bohuslavice – Hradec Králové – Praha
Путь обратно:
(CZ) Praha – Kolin – Kutná Hora – Chrudim – Chrast – Litomyšl – Moravská Třebová – Olomouc – Ostrava – Bohumin
(PL) Rybnik – Stanowice – Gliwice – Kraków – Klaj – Bochnia – Brzesko – Dębno – Wojnicz – Tarnów – Dębica – Rzeszów – Sokołów Małopolski – Nisko – Kraśnik – Niedrzwica Duża – Lublin – Lubartów – Parczew – Wisznice – Sławatycze
(BY) Домачёво – Брест – Минск
Европейский маршрут E67 начинается на Севере, в Хельсинки, и заканчивается в Праге. Мы хотели увидеть Прагу давно. Мне удалось проехать практически по половине E67, начиная с Таллинна. Надо признаться, если ехать из Таллинна до Риги, то вы увидите красивые места только под Ригой. Если ехать от Риги до Паневежиса, вы не увидите вообще ничего особенного. И только тогда, когда дорога уйдёт за Каунас и Марьямполе, начнётся Польша, только тогда станет более-менее интересно. Теперь по маршруту E67 мы хотели доехать до конца и увидеть своими глазами то, о чём нам рассказывали другие путешественники в своих рассказах, и то, о чём можно прочитать в Интернете. Один раз увидеть – лучше, чем сто раз услышать.
Мы заехали на один из дальних пограничных переходов Беларуси с Литвой (того требовала виза) рядом с Польшей, которую неминуемо требовалось пересечь.
Беларуская дорога M6 на Гродно – первый отрезок пути. Был во многих городах в Беларуси на авто, а вот в Гродно ехал впервые. Да, когда машины еще не было даже в планах, я приезжал сюда, но это было очень давно. Город не привлёк чем-то особенным, мы задержались только затем, чтобы перекусить в кафе на въезде в город и заправить полный бак топлива. После этого быстро выбрались из города и двинулись на Привалки. Пограничная зона, патруль на каждом перекрестке, даже контроль документов за пару километров до самого пограничного перехода. Погода стояла пасмурная, но в нашей поездке это было и кстати. Повеселило название Друскининкая по-беларуски (везде на указателях были Друскеники).
Сам переход занял немного времени. От силы полчаса и мы уже меняли самый необходимый минимум на всякий случай для передвижения по Литве. Как оказалось, зря. Навигатор включили уже в Druskininkai, очень свежем маленьком городке, в котором вполне вольготно для отдыхающих. Есть отельчики и многочисленные гостевые дома, есть информационные будки для туристов, есть чистый воздух и бальнеологический курорт, а также аквапарк. На будущее хотелось бы съездить именно туда. После выезда из городка дорога 180, а потом 132 привели нас к Lazdijai, приграничному городку около Польши. Пограничный переход на границе Литвы/Польши с литовской стороны выглядел достаточно заброшенно, а вот на польской стороне мы обнаружили несколько KANTOR и отельчик с баром, которые были бы кстати при каком-либо долгом перегоне или усталости по пути. В общем, место приветливое. Здесь же мы поменяли деньги, ведь известно, что на литовско-польской границе одни из лучших курсов обмена ($1 = 3,15 zl; €1 = 4,3 zl). Привет, Польша! Был в июне 2011 тоже в этих местах, в районе Августова, только это отдельная история, которая была связана с поисками и покупкой автомобиля.
Далее решили двигаться на Варшаву. Вместо того, чтобы забивать длинный маршрут в навигатор, в этот раз я сделал по-другому – по отрезкам от города к городу, с расстояниями в пределах 200 километров. Такой подход лучше только тем, что я выбирал приемлемые для меня основные точки маршрута, удобные по тем или иным причинам. Маршрут E67, которого мы держались с небольшими отклонениями, для меня был уже знаком, и, например, поворот трассы на Белосток совершенно не устраивал, потому как был длиннее. Дорога 61 – то, что нам было нужно. В Августове, нас, кстати, задержала Służba Celna (таможня по-нашему) на предмет котрабанды, которой у нас не нашлось. Таможенники были предельно корректны и задержали ненадолго, выяснив цель путешествия и осмотрев машину на предмет “алкоголь-сигареты-наркотики”.
Городок Łomża был поворотным пунктом, на котором мы решили вернуться на трассу E67. Мы быстро перескочили по 63 дороге на Zambrów, около которого навигатор нас завёл на ещё недостроенную магистраль вокруг города (эта строящаяся дорога тоже относилась к E67). Быстро сообразили, что легче всего нам будет всё-таки проехать через центр, после которого остановились попить кофе на моей любимой заправке Orlen.
Наше путешествие началось 1 ноября, в День всех Святых. В Польше люди навещали могилы своих родных и близких, приносили цветы и ставили свечи. Когда было светло, мы наблюдали, как цветами украшали кладбища, а когда стемнело, кладбища превращались в настоящие светящиеся островки среди ночной темноты – свечи, которые люди зажигали, уходя с могил, сияющим светом озаряли всё вокруг. Удивительное зрелище: много-много свечей, одновременно горящих, как в храме, и все в одном месте.
Только настроились на постоянное движение, как воткнулись в пробку прямо посреди дороги. Медленное движение вперёд, километра 3-5 в час, встречные перекрестки с вливающимся транспортом: всё это нагоняло тоску. Навигатор не помог найти нам объезд, поэтому пришлось просто тупо стоять и ждать посреди дорожной темноты, освещаемой колонной машин. Так или иначе, скоро показался скоростной кусочек магистрали (чуть позже я замечал такие скоростные отрезки около городов) и тогда уже разогнались до 160-170 и пообгоняли ряд машин, уйдя вперёд. Ещё немного и влетели в Варшаву. Ремонт дороги ещё продолжался, поэтому, в один момент, не найдя правильного съезда с E67, мы угодили в тупик на юго-западе Варшавы. Навигатор стал бесполезной штукой (про ремонты он не знал), и, пока не нашли вспомогательную точку, чтобы покинуть город опять же по E67, прошло изрядно времени. Зато познакомились с южными пригородами большого города (Варшава реально очень велика) и застройкой частных кварталов. Дым и смог, утяжеляющий дыхание. Темнота частных кварталов с чрезвычайно красивыми домами. Ну не расстраиваться же по пустякам из-за незнания дороги! Выехали…
Далее дорога нас опять не обрадовала. Сплошной ремонт, когда мы только покинули Варшаву, был совершенно некстати. Делать нечего, пришлось ехать 60-80 км/ч аж до Piotrków Trybunalski. Далее по E67 испытывать судьбу совершенно не хотелось, поэтому я взял левее, на E75, прямо в Częstochowa. На этом маршруте скорость можно было поддерживать высокую, поэтому уже совершенно скоро мы выискивали отель в городе, поближе к трассе. О городе я не знал ничего, кроме того, что здесь располагается Ясногорский монастырь, в монастыре – Ченстоховская Икона Божией Матери. В монастырь стекаются паломники, которые превратили Ченстохову в один из главных паломнических центров мира. Ещё мне было известно, что это именно тот город, в который путешествовал Эдмунд Шклярский – лидер питерской группы “Пикник”. Событие это относилось ещё к советским временам.
Отступление: перед городом, съехав с трассы на заправку, чтобы отдохнуть, видел пару живых картинок. Автобус с молодыми евреями также остановился на отдых, одновременно всё население автобуса зашло в магазин. Это были не ортодоксальные ребята, но было весьма любопытно видеть ермолки у них всех. У всех и сразу. Такое впечатление, что случайно зашёл в синагогу…
Вторая картинка оказалась намного депрессивнее: в туалете бомж обнимался с краном. Входящие и уходящие не обращали на него никакого внимания. И лишь тогда, когда ушли все, он поднял голову и долго и задумчиво уставился в зеркало. Я посмотрел в зеркало тоже. Но чел просто не видел ничего, кроме себя, в прострации.
Отель IBIS нам показался просто великолепным (151 zl). По своему устройству это нейтральный отель – всё на своих местах, ничего лишнего. Сегодня он чист и принимает вас. Завтра, после вашего отъезда, его уберут и дезинфицируют, подготовив к приёму очередных гостей. Вроде как никакой романтики, но вся романтика будет зависеть целиком от вас. Отель этому только посодействует. Первый день – это 927 км пути и мы их сделали. Проехали через три страны и два часовых пояса, в итоге обнаружив, что на самом деле времени сейчас не очень много (белорусское время минус 2 часа).
Наутро не было завтрака в отеле (только потом мне сказали, что 150 злотых – это дорого за ночь на двоих), поэтому мы приняли душ и выдвинулись в город. Навигатор показал нам вроде как центр города, там какое-то кафе. Было слишком рано для кафе, поэтому мы быстро нашли базарчик, на котором был сок, только что испечённые булочки и очень недорогие фрукты (за небольшие деньги мы купили винограда, яблок, мандаринов и бананов), после чего устроили небольшой завтрак, подкрепивший нас на продолжительное время.
Повертев головой, мы увидели высокий старый костёл и поехали к нему. Как оказалось, мы видели колокольню Ясногорского монастыря. Во внутреннем дворе были вывешены портреты польской делегации, погибшей под Смоленском. Большие фотографии каждого, цветы, каменный двор.
Ченстохова больше всего запомнилась солнцем, тёплой погодой и каким-то особенным сочетанием красок домов, крыш и вывесок магазинов, монастырём и своими улочками с односторонним движением.
Нам пора двигаться дальше.
Заправка Orlen, наконец-то мы помыли машину (мы не смогли этого сделать на всём пути маршрута по Беларуси, а потом прозевали мойки в Литве). Стало вообще весело. Заправляться решили позже, когда совсем выработается беларуское топливо.
Дорога, по которой мы двинулись на Ополе, была просто превосходна. Совсем не на что было жаловаться. Правда, это был не скоростной автобан, но навигатор исправно выдавал сообщения о радарах, поэтому лёгкие притормаживания не мешали двигаться быстро. Солнечная погода, прекрасная дорога, уступчивые водители, великолепные развилки – ничто не омрачало езды по южной части Польши, которая очень мне понравилась. Наконец топливо кончилось совсем, поэтому на самой ближайшей заправке залил Verva ON – премиум дизель Орлена (5,59 zl = € 1,3). После такого подарка мотор заработал так, что практически не приходилось нажимать на педаль акселератора – машина ехала чуть ли не сама. Топливо машине было по кайфу. Даже при сильном ускорении не было дыма, свойственного машине при заправке предыдущим топливом. Естественно, Verva ON стоил дороже, но с этим пришлось смириться как с неизбежными затратами в путешествии.
На полном ходу въехали в горную часть южной Польши с её курортами. Даже в этой части дорога не стала хуже, склоны-подъемы преодолевались на ура. Горный пейзаж гипнотизировал, хотелось просто зависнуть здесь на какое-то время, чтобы надышаться, насмотреться, отдохнуть. Проблем с отелями не было, там реально было остановиться на какое-то время. Городки по дороге были загадочными, разноцветными, а еще разноплановыми, с интересной архитектурой, в которой можно было найти и барочные колонны, и готические мотивы, и костёлы в стиле модерн.
Так продолжалось достаточно долго, потом начала портиться погода, и, почти в тумане (или в облаках?) мы спустились на польской-чешский переход Náchod. С польской стороны – закусочные и кафе, многочисленные KANTOR, заправка прямо перед границей. Потом шёл кусок булыжной дороги, видимо, оставленной на память о границе, потом начиналась Чехия. Символично или нет, с чешской стороны прямо около границы стоял только супермаркет. Правда, целесообразнее всё было покупать на польской стороне – дешевле.
Первое, что мы попытались сделать в Чехии – это поменять деньги. К сожалению, ничего не нашли, поэтому было решено вернуться в Польшу и поменять деньги там, а также купить виньетку для передвижения по чешским автобанам. Пройдя по нескольким обменникам, нашли выгодный курс обмена евро на кроны (€ 1 = 24,5 CZK) и виньетку (55 ZL). Не задерживаясь больше в Находе, навигатор в который раз отклонил нас с маршрута E67, и повёл по чешским деревушкам-городкам, на въезде в которые нас ждал новый и непременный для них атрибут – радарный измеритель скорости. Петляли мы недолго, скоро въехали в Hradec Králové. Основной целью было поесть и посмотреть главную площадь города с окрестностями.
Стемнело. Навигатор нас привёл на парковку, которая располагалась на самой площади. Увидев, что надо платить, (а разбираться, как платить и вообще тратить деньги, не хотелось) свернули в соседние улочки и припарковались около какого-то ресторанчика, привлекавшего своими запахами шаурмы. Туда не пошли, решив осмотреть заведения около площади. При ближайшем осмотре оказалось, что в основном это были бары, съедобного там было мало. Поэтому пришлось включить навигатор в пешеходном режиме и задать поискать что-нибудь в радиусе километра. Пошли в наугад выбранное заведение. Пиво принесли моментально, а вот еду готовили достаточно долго. Хорошо, что мы совершенно не спешили, поэтому выгрузились оттуда часа через полтора.
Путь до Праги пролетел очень быстро. Мы выехали из города по какой-то дороге, на которой особо было не развернуться, но навигатор тянул нас влево, как оказалось, не зря. Выбрались на E67 со практически неограниченной скоростью передвижения и скоро уже въехали в Прагу, в которой повторилась история, произошедшая в Варшаве. Уже съехав с трассы, дорога пришла в развязку, закончившуюся тупиком. Опять пришлось перепрокладывать маршрут для того, чтобы выбраться с дороги на Černý Most в район Kobylisy (Praha , где находился наш пансион Люси.
Очень удивил встречающий дядечка, когда я, попытавшись заговорить с ним на английском, ответил мне на русском: “Я не говорю по-английски. Мы все здесь славяне, поэтому давайте по-русски”. Получив ключи от номера, пошли спать. В номере обнаружили, что окна выходят на улицу, но не шумно, машину поставили прямо под окном. Номер был аккуратен, WiFi присутствовал, телевизор ловил европейские каналы (аж две работающие телевизионные приставки!). Решили наметить маршрут передвижения завтра.
Назавтра нас посетил наш знакомый, поживший в Праге достаточно долгое время. Благодаря ему мы получили первый маршрут передвижения по достопримечательностям города, причём в своеобразном порядке. Он же подсказал нам несколько интересных мест. А до его прихода мы успели очень хорошо позавтракать на самом верху отеля в обеденной комнате. Хозяйка пансиона сама готовила яичницу, хозяин подавал на стол. Пытались разрезать булочку – сразу получили от хозяина хлебный нож, не хватило ложки – сразу же поднёс. В общем, очень приятно. Хозяйка говорила на нескольких языках сразу, на всех, которые понимали люди, находящиеся в небольшой комнате, где происходил завтрак. Она же создавала особое настроение – веселящее, бодрое, так что даже казалось, что мы присутствуем на некоем шоу, в котором, при желании, могли принять участие.
Маршрут обозрения Градчан и Малой Страны начинался с метро Narodni Trida, от которой мы проехали на 22 трамвае через реку Влтаву до остановки Ujezd, около которой начиналась ветка подъемника-фуникулёра.
К фуникулёру не было указателей или каких-нибудь ориентиров, но его можно найти и так. Сам фуникулер весьма органично встроен в старый дом. На него не надо дополнительных билетов – можно пользоваться тем же билетом, который используется в метро и трамваях. На самой вершине интересного мало, а через сад можно было попасть к Страховскому монастырю, его библиотеке.
Рядом с монастырём есть замечательный ресторанчик с вкусным тёным пивом. Внимание! В Праге пиво есть везде, но оно больше похоже на квас, не очень-то яркий вкус, да и может показаться, что его просто-напросто бодяжат. На деле это не так. Просто вкусное пиво стоит не совсем дёшево, и оно того стоит.
Подкрепившись, продолжили путь. Вышли поздно, поэтому поход в ресторанчик Страховского монастыря пришёлся как раз на обед. Спустились к Градчанам, прошли к собору Св. Вита, прошли по улочкам верхнего города. Везде брусчатка, всё смотрится достаточно органично для туристического места, да и туристов было немало. Сам собор Св. Вита не поразил. Если смотреть на него издали – да, впечатляет. Стоило подойти к нему ближе, как мы увидели, что пространство, которое он занимал, вплотную примыкало к окружающим его дворцам и домам и создавало замкнутый анклав, в котором собор был слишком велик и не мог похвастать своими большими размерами. Ну, разве что вверх он взмывал высоко…
Мала Страна – кусочек бурлеска, магазинчиков, тех же каменных улочек, отелей, старых домов, балаганов. В общем, всего, присущего туристическим тропам. Малая Страна своеобразна. Здесь можно побродить, если достаточно времени, живот полон и некуда спешить. Через Малу Страну мы вышли на Карлов Мост и вошли в Старый Город. Здесь вообще стало очень многолюдно, многомагазинно, многокафешно. Сказать по правде, мы даже утомились.
Не помню, где мы ужинали.
Утром не менее вчерашнего вкусный завтрак. Теперь мы направились в Вышеград, подойдя к нему опять с нестандартного хода – снизу. От нашего пансиончика туда нас привёз трамвай, мы только забежали в какую-то местную булочную за свежими булочками. Было весело до момента, когда мы зашли в нижние ворота Вышеграда. Когда пошли его парками, то поняли, что, вообще-то, мы на кладбище. Одна из старейших частей города выглядела мрачновато.
Потом переместились на Вацлавске Намести, прямо в Starbucks. Своеобразная кафешка, которой она мне представлялась до посещения, была весьма похожа по своему устройству на ресторан McDonald’s и впечатление смазалось – кофе дорогой, но не такой уж и вкусный. Обычный кофе за большие деньги.
Сразу же после кофейни оказались в книжном магазине, из которого ушли аж через час, если не больше. Я нашёл альбомы по архитектурному дизайну и интерьеру помещений, набрал кучу и уселся прямо там разглядывать. А позже очень жалел, что не купил хотя бы парочку – на распродаже эти альбомы стоили сущие копейки, например, книжка с моими любимыми лофтами продавалась за 9 евро вместо 45… А в целом шоппинг в Праге дороговат. Я бы не поехал покупать разные шмотки в Прагу, а ограничился Польшей, например, где многие вещи стоят существенно дешевле.
Тлуста Коала была точкой нашего обеда. Официантка попыталась обмануть, была призвана к ответу и в раздражении вернула недостающие деньги. Старопрамен был никакой, мы так и не привыкли к местному пиву. Для подтверждения своих наблюдений купили бутылочного пива в отель, и, как ни странно, оно оказалось гораздо лучше и дешевле.
Вечером попали на Кржижиковы фонтаны. Своеобразное зрелище – пускают запись музыки, на её фоне струи фонтана, изменяя высоту и подсветку, создавали водно-цветовые картины. Мы попали на лирические песни Майкла Джексона, но если бы не глинтвейн, который продавали прямо за скамьями, было бы совсем холодно и не совсем прикольно.
Назавтра, сразу после завтрака, решили уж двигаться обратно, на Польшу и домой. Никаких проблем выехать из города – навигатор работал исправно, предложив нам короткий путь (но не скоростной). Уже после того, как выехали из города, поняли, что лажанулись. После какого-то пригорода воткнулись в очередь неспешно едущих машин. Не понравилось. Поэтому заставили навигатор перепроложить маршрут и быстро переместились на скоростную дорогу до Конина, а после него – в город, который снабжал когда-то всю Европу серебром. Это была Кутна Гора.
Заехали в историческую часть города и без проблем поставили машину. Пошли пешком и увидели очередной громадный неработающий костёл, а за ним – храм святой Барборы – покровительнице горняков. Есть смысл посмотреть, он интересен, как и интересны подходы к нему. На обратной дороге от храма заскочили попить кофе – здесь варят чудесный эспрессо. Всё вручную, с самодельными конфетами подают. Очень здорово! Я заметил, что во время путешествий обостряются чувства – обычные вещи приобретают другое восприятие, как будто никогда не пробовал. Наверное, впечатление от эспрессо было именно таким.
Конечно же, посетили Костницу. Как ни странно, впечатление ужаса меня не посетило. А вот супруга наотрез отказалась идти в склеп и смотреть костные конструкции. Помнить о смерти как-то не хотелось.
Далее путь взяли по полям Чехии на Chrudim (Хрудим) и Litomyšl (Литомишль). В этих городах не останавливались, потому что хотели как можно ближе добраться к польской границе до наступления темноты. После них проехали виды Moravská Třebová, в которую очень хотелось завернуть, но тоже проехали мимо. А в Olomouc (Оломоуце) решили поесть. Впереди была еще Острава, но есть уж очень хотелось… На главной площади удивились, что никак не наметили осмотр хотя бы центральной части города, и быстро исправили этот пробел. Недалеко от центральной площади нашли ресторанчик Старопрамен, где очень неплохо подрепились. Мы попали в выходной день, поэтому, можно сказать, что нам повезло – многие кафешки и ресторанчики просто не работали.
За Оломоуцем обнаружился автобан, где не особо смотрят на скорость передвижения, поэтому до Остравы долетели сравнительно быстро. Запомнился километровый Tunel Klimkovice - современное сооружение, сквозь которое можно проезжать на достаточно высокой скорости. Еще немного и Острава осталась в стороне, а в районе Bohumin (Богумин) воткнулись в тупик автобана. Здесь пришлось покрутиться долго, даже разозлились, потому что ни одного указателя не было, чтобы направлял к польской границе. Выехали и сразу попали в густонаселенную Польшу. Скорость пониженная, городок один за другим, усталость дала о себе знать. Пришлось остановиться в Рыбнике на заправке.
Понял, что так можно ехать еще долго, поэтому быстро перебил навигатор на самую кратчайшую дорогу до автобана A4, идущего по южной Польше, чтобы он нас вывел в Краков. “Добры вечор, пани. Проше, пани” – два раза по 9 злотых за дорогу и теперь мы заезжаем на улицу Forteczna 22, где располагается отель Contrast. Классный, не прокуренный номер и сон. Тишина, покой – выспаться можно великолепно. Как всегда, мы отказались от завтрака, но, судя по отзывам, сделали так совершенно напрасно.
А позавтракали уже в старой части Кракова. Шоппинг подавил впечатления от старого города, поэтому в город я вернусь обязательно, как только получится со временем и деньгами. Мы были в нескольких точках шопинга, я думаю, что нам не хватило бы и двух дней, чтобы охватить только самые основные места продажи разнообразных товаров.
Выехали из Кракова уже вечером, и я был бы рад остановиться на ночь, но, как всегда, находятся разные дела, которые заставляют нас возвращаться домой не тогда, когда хочется. Поэтому быстро выскакиваем на ту же дорогу A4 и едем среди развитой дорожной инфраструктуры и, (как всегда) утыкаемся в тупиковый вариант. Патруль разворачивает нас на Жешув в конце автострады A4 (на тот момент она еще строилась) и дальше мы едем уже просто по дороге 4. Из-за обилия населённых пунктов двигаться сначала было тяжеловато, потом просто обнаглели и тормозили только перед фоторадарами. После Жешува и кофе-брейка на Орлене пошла обычная ночная дорога без тормозов, большую часть которой я провёл в режиме 120 на круиз-контроле.
Последний раз останавливались в Ниско, на заправке, на которой дозаправлялись. Пытались уснуть, но не получилось – состояние организма перешло в постоянно напряженное и спать, даже если очень бы и захотелось, просто не получилось. Решили двигаться, поэтому к трем часам ночи (или чуть позже) заехали на пограничный пункт Sławatycze, сразу нарушив правила движения по пограничному пункту. Не было совсем никого, поэтому не сразу я догадался, что движение тупо было перекрыто и мы должны были дожидаться, когда пан пограничник оторвёт свою попу от стула в тёплой комнатушке. Не получилось… Выбежал, наорал, но что нам с того! Главное – мы прошли досмотр моментально. На нашей стороне мы даже не прошли таможенный контроль – его попросту не было…
И сразу потянуло на сон. Брест. Мы остановились у нашей подруги и сразу уснули. Путешествие закончилось быстро. Дорога из Бреста до Минска – это уже не интересно.