Случайный совет
Если вы водитель со стажем менее 5 лет и собираетесь соблюдать правила везде, то на дорогах государственного значения Ваша средняя скорость составит не более 70 км. в час
Соль Велички с краковскими кренделями. Часть первая. Черная соль
Предстоящие расширенные выходные на майские праздники располагали совершить так называемый "тур выходного дня", уж больно не хотелось провести выходные дома. Посовещавшись семьей решили посвятить их королевскому городу Кракову и расположенным недалеко от него соляным копям Велички.
Чтобы захватить несколько дней в Польше выехали из дому накануне вечером. Пока подъехали к границе "Варшавский мост" в Бресте уже прилично стемнело. Машин было предостаточно, думал что уже застряну на несколько часов, но пограничники, что наши, что польские, работали быстро и очередь довольно активно двигалась.
От Бреста до Кракова навигатор показал расстояние в 420 километров, поэтому никуда не торопясь поехали почти прямой дорогой через Бялу-Подляску-Радом-Кельце. В Мендзыжец-Подляски свернули с E30 на региональную 19-ю, потом до Пулавы по 17-ой и далее до Радома по 12-ой. Ночью по региональным ехать одно удовольствие, транспорта немного, фур практически не было, что позволяло спокойно катится под 100-ку... В Радоме заехали на заправку попить кофейка, выполнить санитарные процедуры, ну и просто ноги размять.. Пока стояли уже посветлело и далее по E77 в сторону Кракова ехали уже нормально.
На стоянку около соляных шахт в Величке подъехали как раз к открытию в 7.30 по польскому времени.
Скажу сразу что это было правильное решение, когда мы вышли с экскурсии то очередь за билетами была уже очень приличная (фото ниже покажу).
Машину оставили на платной парковке рядом с шахтой, благо что рано утром еще были свободные места. Стоимость парковки 15 злотых за легковой автомобиль.
Билет нам обошелся в 55 злотых с человека, потому что индивидуальных посещений в шахту нет, только в составе группы, да и еще пришлось доплачивать за русскоговорящего гида..:) вот такая сумма и набежала. На входе каждому выдают наушник с маленьким радиоусилителем, чтобы хорошо было слышно экскурсовода на любом расстоянии. Кстати экскурсовод довольно хорошо изъяснялась по-русски (сама украинка, но живет в Польше уже 25 лет). Проводит экскурсии на русском, польском и украинском языках.
Про Величку в Интернете написано конечно уже много, но я попробую изложить свои зарисовки... :) Для начала пришлось спускатся по ступенькам в количестве 380 штук на глубину почти в 65 метров!
Все проходы (штольни) укреплены хорошими бревнами, поэтому опасаться быть заваленным не стоит.. :)
Для туристов на маршруте, который кстати имеет протяженность 2,5 километра, устроено очень много инсталяций, чтобы показать жизнь и условия работы солекопов в различные времена
Соль на стенах настоящая :), ведь все штольни и залы вырублены в пластах соли. И настоящая необработанная соль имеет вот такой почти серо-черный цвет. В некоторых местах, видно где повышенная влажность, на потолках образуются соляные сталактиты..
Проходя по маршруту можно увидеть и все приспособления и механизмы, которыми пользовались солекопы в средневековье.
Много различных скульптур высеченных из соли и посвященных различным знаменостям и историческим персонажам...
Центральной экспозицией, как мне показалась, была Часовня Святой Кинги, ведь это самый большой подземный храм. Храм действующий, каждое воскресенье, в 7:30 утра здесь проводят мессы. Часовню Святой Кинги оборудовали в 1896 году на глубине 100 метров. Кстати, все люстры в этой часовне сделаны из дерева и имеют подвески из соли.
На стенах часовни высечены барельефы сцен на библейскую тематику
По маршруту имеется несколько подземных соленых озер различной глубины и размеров. Плотность соли в них максимальная. Как сказала гид - утонуть в них невозможно :)
В конце маршрута попали в зал где находятся сувенирные ларьки, кофейня, музей соли
Кстати есть и интерактивный электронный путеводитель по шахтам, где можно почерпнуть информацию о соляной шахте, в том числе и на русском языке
Обратный подъем из шахты с почти 130 метровой глубины осуществляется уже не пешком а на лифте. И выходишь уже совсем не в той стороне где заходил. Примерно около километра пришлось возвращатся к стоянке.
Пока мы гуляли по подземельям Велички очередь жаждущих попасть туда выросла до приличных размеров. И мы еще раз убедились, что сделали правильно приехав в Величку рано утром.. :)
Ну а мы, отдохнув от подземной прогулки, попив кофейка и купив сувениры в сувенирной лавке отправились в Краков пробовать знаменитые "краковские крендельки"...
Часть вторая. Краковские крендельки... :)