Случайный совет
Совершать дальние путешествия на автомобиле в одиночку, особенно автотуристам, которые впервые отправляются в дальнее путешествие, не рекомендуется. В дороге всегда может понадобиться товарищеская помощь и совет.
Правила безопасного вождения
При движении в условиях тумана водитель должен учитывать, что объекты кажутся более отдаленными, чем в действительности, что увеличивает опасность столкновения при встречном разъезде, обгоне или объезде.
Автомобили, окрашенные в яркие цвета (красные, оранжевые) более заметны и создают иллюзию относительно более быстрого движения, а автомобили, окрашенные в темные цвета (серые, темно-синие, черные) создают иллюзию, что они движутся с меньшей скоростью, чем это есть в действительности. Это увеличивает опасность при встречном разъезде, обгоне и объезде.
При разрыве шины переднего колеса транспортное средство начинает смещаться от выбранной водителем траектории движения. Резкое торможение рабочей тормозной системой или применение стояночного тормоза лишь ухудшит устойчивость движения транспортного средства. Поэтому водителю необходимо остановить автомобиль, плавно снижая скорость и сохраняя прямолинейность движения.
Чем ниже располагается центр тяжести транспортного средства, тем оно при движении на поворотах более устойчиво. Чем выше располагается центр тяжести транспортного средства, тем более вероятно его опрокидывание. Менее устойчиво против опрокидывания транспортное средство с грузом, особенно если груз расположен на багажнике, установленном на крыше легкового автомобиля.
Остановочный путь - расстояние, пройденное транспортным средством с момента возникновения опасности на пути движения до полной его остановки. Следовательно, длина остановочного пути включает и путь, пройденный транспортным средством за время реакции водителя. Таким образом, время реакции водителя влияет на длину остановочного пути.
При съезде автомобиля правыми колесами на неукрепленную обочину возникает опасность заноса из-за разницы сцепления правых и левых колес с дорогой. При этом целесообразно, не меняя скорости, то есть, не прибегая к торможению, плавным поворотом рулевого колеса вывести автомобиль на проезжую часть. Торможение в данной ситуации может вызвать занос автомобиля.
Боковой занос заднеприводного автомобиля может произойти как при резком торможении, так и при движении с относительно большой скоростью (ускорением) на пониженной передаче. В этих случаях, прежде всего, необходимо устранить причину заноса, то есть прекратить торможение или уменьшить нажатие на педаль акселератора. Одновременно нужно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, но не дожидаясь полного прекращения заноса, начать поворачивать рулевое колесо в противоположную сторону, что исключит виляние автомобиля.
Между длиной тормозного пути и скоростью движения транспортного средства существует квадратичная зависимость. Следовательно, увеличив скорость движения транспортного средства в два раза, водитель увеличит длину тормозного пути в четыре раза.
Расположение тяжелого груза в задней части автомобиля приводит к смещению центра его тяжести в сторону задней оси. При этом весовая нагрузка на колесах передней оси и, соответственно, сила их сцепления с поверхностью дороги относительно уменьшаются.
Небольшой участок обледенелой дороги целесообразно преодолевать, не изменяя траектории и скорости движения автомобиля. Движение накатом (с выключенным сцеплением) или изменение скорости могут вызвать занос автомобиля.
При движении на повороте на автомобиль действует центробежная сила, пропорциональная квадрату скорости движения автомобиля и обратно пропорциональная радиусу поворота. Эта сила может нарушить устойчивость движения автомобиля, то есть вызвать его занос или опрокидывание. Следовательно, устойчивость автомобиля будет выше при движении с меньшей скоростью.
Размещение тяжелых грузов на багажнике, установленном на крыше легкового автомобиля, увеличивает высоту его центра тяжести. При этом на поворотах действующая на относительно большом расстоянии от поверхности дороги центробежная сила ухудшает устойчивость автомобиля против опрокидывания.
При движении по лесной дороге водитель имеет возможность оценивать (сравнивать) скорость движения управляемого автомобиля со скоростью мелькания деревьев, мимо которых он проезжает. Такой эффект отсутствует при движении по дороге, проходящей по открытой местности, поэтому на таких участках дороги у водителя создается иллюзия, что скорость движения автомобиля меньше, чем это есть в действительности. Это обстоятельство подтверждает необходимость систематического контроля водителем скорости движения автомобиля по спидометру.
При движении автомобиля по покрытым грязью дорогам ухудшается сцепление колес с поверхностью дороги, а колесами встречных и попутных транспортных средств грязь разбрызгивается на стекла и наружные зеркала заднего вида. Поэтому водителю рекомендуется увеличить дистанцию и интервал, а также снизить скорость движения.
При длительном движении автомобиля с большой скоростью водитель привыкает к такому режиму движения и ему кажется, что скорость движения меньше, чем она есть в действительности. Это подтверждает необходимость систематического контроля над скоростью движения управляемого автомобиля по спидометру.
Когда начался дождь после продолжительного сухого периода, водителю следует уменьшить скорость движения и быть особенно осторожным, так как находящаяся на дороге пыль, масло, частицы резины и т.п., смачиваясь, образуют скользкий слой пыли, который впоследствии смывается дождем.
Тормозной путь - это расстояние, пройденное транспортным средством с момента, когда водитель нажал на педаль тормоза, до полной остановки транспортного средства. При определении длины тормозного пути не учитывается расстояние, пройденное транспортным средством за время реакции водителя и за время срабатывания тормозного привода.
В условиях недостаточной видимости водитель должен учитывать, что скорость движения встречных транспортных средств воспринимается меньшей, чем она есть в действительности. Учет этого обстоятельства является особенно важным, когда водитель оценивает дорожную обстановку, намереваясь произвести объезд или обгон.
При движении в густом тумане дальний свет фар, отражаясь от частиц тумана, будет оказывать слепящее действие на водителя и ухудшает видимость. Поэтому целесообразно включить противотуманные фары или продолжать движение с ближним светом фар. Однако ближний свет фар обеспечивает лишь ограниченную видимость дороги (не более 50 м). Остановочный путь автомобиля при торможении со скоростью 90 км/ч составляет примерно 90 - 100 м. Это значит, что движение в условиях густого тумана со скоростью 90 км/ч не является безопасным, так как остановочный путь может намного превышать расстояние видимости.
Незначительное, относительно установленной нормы, снижение давления воздуха в шинах увеличивает площадь контакта и сцепления шин с поверхностью дороги, что рекомендуется сделать водителю, если предстоит длительное движение по обледенелой дороге.
Длина тормозного пути тем больше, чем меньше коэффициент сцепления, то есть качество сцепления колес автомобиля с поверхностью дороги, а это зависит от вида дорожного покрытия, его состояния и метеорологических условий. Кроме того, длина тормозного пути тем меньше, чем эффективнее работа тормозной системы.
Эффективность торможения двигателем тем выше, чем ниже передача. Поэтому при большей крутизне спуска нужно включить более низкую передачу.
Во время сильного дождя ухудшается видимость. Кроме того, вода не успевает выдавливаться из зоны контакта шин с покрытием дороги, особенно при движении транспортного средства с относительно большой скоростью, что может привести к потере его устойчивости. В таких условиях водителю следует плавно уменьшить скорость движения.
При возникновении бокового заноса автомобиля водитель должен прежде всего прекратить действия, в результате которых произошел занос, то есть прекратить торможение. Выключение сцепления и, особенно, продолжение торможения могут лишь увеличить интенсивность заноса.
При движении по дороге с загрязненным, мокрым, а, следовательно, со скользким покрытием водителю не рекомендуется тормозить до полной блокировки колес, так как это увеличит длину тормозного пути автомобиля и может привести к заносу его задней оси.
При торможении на повороте автомобиля любого типа (передне- или заднеприводного) может возникнуть занос задних колес. Прекращение торможения и поворот рулевого колеса в сторону заноса позволяют погасить занос. После поворота рулевого колеса в сторону заноса на переднеприводном автомобиле целесообразно слегка увеличить скорость движения (не вызывая пробуксовки передних колес), т.к. возникающая при этом и растущая за счет увеличения скорости центробежная сила, направленная против заноса, позволяет более быстро восстановить устойчивость движения автомобиля. Подобные действия на заднеприводном автомобиле могут только усилить занос.
Действующая при повороте на автомобиль центробежная сила обратно пропорциональна радиусу поворота: чем круче поворот (меньше радиус поворота), тем больше величина центробежной силы, и, соответственно, хуже устойчивость автомобиля.
На мокром булыжном покрытии дороги сила сцепления колес ограничена. Поэтому применение торможения автомобиля до полной блокировки колес вызовет занос. Неоднократное, плавное торможение без выключения сцепления уменьшает возможность блокировки колес и обеспечивает одинаковое значение тормозных сил правых и левых задних колес заднеприводного автомобиля.
Движущиеся во встречном направлении крупногабаритные транспортные средства (автопоезд, автобус) создают у водителя иллюзию, что они движутся с большей скоростью, чем это есть в действительности.
Сила сцепления колес с булыжным покрытием дороги меньше, чем с асфальтовым. Мокрое булыжное покрытие становится скользким и устойчивость заднеприводного автомобиля заметно снижается, особенно при торможении и разгоне. Торможение двигателем, то есть уменьшение нажатия на педаль акселератора без выключения сцепления, обеспечивает одинаковое значение тормозных сил правых и левых задних колес заднеприводного автомобиля, что повышает устойчивость такого автомобиля.
При прохождении поворотов водителю следует учитывать, что при увеличении скорости движения автомобиля центробежная сила увеличивается пропорционально квадрату скорости.
Управление автомобилем представляет наибольшую сложность в темное время суток при интенсивном движении: видимость дороги и придорожного пространства ограничена освещаемым фарами участком; ухудшены различимость объектов и скорости их перемещения; на сравнительно быстрое утомление водителя и возможные его ошибки влияет слепящее действие фар встречных и следующих за Вами транспортных средств. Перечисленные обстоятельства требуют от водителя особого внимания.
При значительном снижении давления воздуха в шине одного из задних колес автомобиля возникают и прослушиваются стуки колеса о поверхность дороги. Кроме того, возникает поперечная неустойчивость задней части автомобиля (автомобиль плавает).
В отличие от переднеприводных автомобилей занос задней оси у заднеприводных автомобилей может возникнуть не только при торможении, но и при увеличении скорости во время поворота, т.к. сцепление ведущих задних колес используется для реализации на них силы тяги автомобиля.
На скользких участках дороги занос транспортного средства может возникнуть как при резком торможении из-за блокировки задних колес, так и при резком ускорении движения из-за пробуксовки ведущих задних колес, а также при резком изменении направления движения в результате возникновения при этом центробежной силы.
Во время мойки автомобиля рабочие органы его тормозной системы (колодки, диски, барабаны) намокают, и их следует просушить в начале движения несколькими плавными нажатиями на педаль тормоза, это быстро восстановит эффективность рабочей тормозной системы.
Длина остановочного пути представляет собой сумму участков дороги, проходимых автомобилем за время реакции водителя, за время срабатывания тормозного привода и за время от начала действия тормозов до остановки (тормозной путь). Длина первого и второго участков пути находятся в прямой зависимости от скорости движения автомобиля, а длина тормозного пути находится в квадратичной зависимости от скорости.
При движении на крутых и затяжных спусках необходимо использовать торможение двигателем, для чего на таких участках передача должна быть включена. Длительное притормаживание автомобиля рабочей тормозной системой может привести к перегреву тормозных механизмов и отказу их в работе.
Шины заблокированных колес скользят по поверхности дороги, при этом сцепление между ними уменьшается, следовательно, длина тормозного пути увеличивается.
Булыжное дорожное покрытие, особенно мокрое покрытие, является более скользким, чем асфальтобетонное покрытие, поэтому блокировка колес при торможении более вероятна на булыжном покрытии.
При движении по открытой местности водитель, приспосабливаясь к постоянному действию бокового ветра, выдерживает выбранную им траекторию движения автомобиля. В момент выезда из леса на открытое место водитель должен подготовиться к возможному отклонению автомобиля от заданной траектории из-за неожиданного воздействия бокового ветра.
Во избежание скатывания автомобиля или остановки двигателя на подъеме, стояночный тормоз необходимо отпускать одновременно с началом движения.
Сцепление шин с поверхность дороги ухудшается по мере износа протектора. Длина тормозного пути существенно увеличивается у автомобиля с изношенным протектором шин, особенно на дороге со скользким покрытием.
С увеличением скорости движения водитель вынужден оценивать ситуацию и концентрировать внимание на большом расстоянии в направлении движения. При этом поле концентрации внимания сужается, а угол зрения уменьшается.
На автомобиле, оборудованном антиблокировочной системой (АБС), исключается блокировка колес (юз) при торможении, что способствует существенному уменьшению длины тормозного пути и сохранению устойчивости и управляемости автомобиля на прямых участках дороги.
Водитель должен выбирать скорость движения с таким расчетом, чтобы длина остановочного пути была меньше расстояния видимости в направлении движения. Если же в качестве основания для выбора скорости движения водитель будет брать только длину тормозного пути, то при возникновении препятствия или опасности в условиях плохой видимости он не сможет предотвратить аварию или ДТП, т.к. при этом им не будет учитываться время его реакции и особенности конструкции тормозного привода транспортного средства.
Если во время дождя длительное время не применялась рабочая тормозная система, накладки колесных тормозов намокают, и их следует просушить при движении многократным плавным нажатием на педаль тормоза.
В дизельном двигателе топливо воспламеняется не от искры, а от сильного сжатия и нагрева воздуха в его цилиндрах. Если оставить автомобиль с дизельным двигателем и включенной передачей на дороге, имеющей значительный уклон, не приняв меры против скатывания, перемещение автомобиля в направлении уклона приведет к перемещению поршней в цилиндрах двигателя, в результате чего может произойти самопроизвольный запуск двигателя.
Если водитель начал обгон, а в непосредственной близости от него неожиданно появилось встречное транспортное средство, он должен вернуться на ранее занимаемую полосу, предварительно снизив скорость движения, Такие действия водителя предотвратят встречное столкновение транспортных средств.
Размещение тяжелого груза в багажном отделении легкового автомобиля увеличивает нагрузку на колеса задней оси и, соответственно, уменьшает нагрузку на колеса передней оси. В результате, сцепление передних, управляемых колес с опорной поверхностью дороги уменьшается, что затрудняет управление автомобилем. Кроме того, высота луча света фар увеличивается, что ухудшает освещение дороги и может привести к ослеплению водителя встречного транспортного средства.
Ремни безопасности при ДТП или при резком торможении удерживают водителя и пассажиров на сидении, предохраняя их от возможных травм. Кроме того в подобных обстоятельствах эти ремни распределяют возникающие силы по наиболее безопасным частям тела.
На крутом спуске длина тормозного пути увеличивается, т.к.тормозной силе приходится преодолевать не только возникающую при торможении силу инерции, но и скатывающую силу, совпадающую по направлению с силой инерцию.
При одинаковой разнице скоростей обгоняющего и обгоняемого автомобилей длина пути обгона будет тем большей, чем больше скорость автомобилей.
Ширина полосы, которую занимает транспортное средство во время движения - динамический габарит всегда больше ширины самого транспортного средства. Динамический габарит у любого транспортного средства увеличивается с увеличением его скорости, а также при движении по дороге со скользким или неровным покрытием. Чем больше длина транспортного средства (состава транспортных средств), тем больше его динамический габарит. Поэтому при разъезде со встречным транспортным средством нужно увеличить интервал.
Если в условиях интенсивного движения в населенном пункте водитель будет выдерживать слишком большую дистанцию, у пешеходов может возникнуть желание перейти дорогу перед этим транспортным средством, а у следующих за ним водителей может появиться желание его обогнать.
Коэффициент сцепления между шинами автомобиля и опорной поверхностью дороги в условиях гололедицы приблизительно в 10 раз меньше, чем на сухом асфальтобетонном покрытии. Во столько же раз увеличивается длина тормозного пути в условиях гололедицы по сравнению с сухим асфальтобетонным покрытием.
Если водитель следующего сзади транспортного средства держит слишком малую дистанцию. это может привести к попутному столкновению транспортных средств. В этом случае наиболее правильным будет предоставить возможность водителю следующего сзади транспортного средства произвести опережение или обгон, для чего нужно незначительно снизить скорость движения и увеличить дистанцию относительно следующего впереди транспортного средства.
При одинаковом времени реакции водителей за это время транспортное средство пройдет во столько раз большее расстояние, во сколько раз у этого транспортного средства относительно большая скорость.
В зависимости от состояния водителя, его опыта, а также сложности дорожной обстановки, в которой находится водитель, время реакции обычно составляет от 0,5 сек. до 1,5 сек. Следовательно, среднее значение времени реакции у опытного водителя принимается примерно равным 1 сек.
Одним из важнейших правил безопасности движения в условиях недостаточной видимости является установление такой скорости движения управляемого транспортного средства и дистанции, чтобы остановочный путь был меньше видимости в направлении движения.
Если во время дождя колеса автомобиля начинают терять контакт с поверхностью дороги, то есть начинается аквапланирование, необходимо снизить скорость движения путем плавного отпускания педали акселератора. Торможение рабочим или стояночным тормозом в таких условиях может вызвать потерю устойчивости автомобиля.
Во время сильного дождя колеса легкового автомобиля, чаще всего передние, могут потерять контакт с поверхностью дороги из-за образования "водного клина" (начинается аквапланирование). Это может произойти при движении автомобиля с большей скоростью при изношеном протекторе шин т.к. вода не успевает выдавливаться из зоны контакта шин с поверхностью дороги.
При движении на подъем, особенно во время трогания с места, автомобилю приходится преодолевать дополнительное сопротивление, оказываемое скатывающей силой. Для преодоления сил сопротивления движению между ведущими колесами и поверхностью дороги должно быть достаточное сцепление. Если же дорога скользкая, сцепление колес с ее поверхностью ограничено. Для уменьшения сопротивления движению автомобиля и облегчения трогания с места водитель прежде всего должен убедиться в том, что управляемые колеса установлены для движения в прямом направлении.
Возникающая во время торможения автомобиля сила инерции увеличивает нагрузку и сцепление с поверхностью дороги на передних колесах и, соответственно, уменьшает их на задних колесах. Поэтому даже при движении автомобиля в прямом направлении во время торможения боковому заносу подвергаются чаще задние колеса.
Боковой занос заднего моста автомобиля при движении в прямом направлении и торможении может возникнуть из-за блокировки задних колес. В этом случае необходимо, прежде всего, устранить причину, вызвавшую занос, то есть прекратить торможение. Затем, поворотом рулевого колеса в сторону заноса нужно выровнять траекторию движения автомобиля.
Занос заднего моста заднеприводного автомобиля может возникнуть при движении на закруглении дороги с относительно большой скоростью из-за действия центробежной силы. Для прекращения заноса необходимо плавно отпустить педаль акселератора, не вызывая резкого торможения двигателем, и одновременно поворачивать рулевое колесо в сторону заноса, устраняя этим действие центробежной силы, вызвавшей занос.
Занос заднего моста переднеприводного автомобиля чаще всего может возникнуть при движении на закруглении дороги в результате торможения из-за действия центробежной силы. Для прекращения заноса, водитель, прежде всего, должен устранить причину, вызвавшую занос, то есть прекратить торможение. Затем, поворачивая рулевое колесо в сторону заноса, осторожно увеличить скорость движения плавным нажатием на педаль акселератора, что будет способствовать более быстрому устранению действия центробежной силы, вызвавшей занос.
Начиная движение заднеприводного автомобиля на обледенелом участке дороги, резкое отпускание педали сцепления или резкое нажатие на педаль акселератора может вызвать пробуксовку ведущих колес и их боковой занос.
Двигаясь длительное время по дороге с большой скоростью и привыкая к ней, водитель может допустить ошибки в оценке безопасного режима движения автомобиля. Поэтому сворачивая на другую более узкую дорогу, водителю рекомендуется оценить скорость движения по спидометру и снизить ее до безопасного значения.
Чтобы избежать ослепления при встречном разъезде в темное время суток, водителю рекомендуется контролировать движение встречного автомобиля боковым зрением и, по возможности, сосредоточить свой взгляд на правый край проезжей части и обочиной дороги.
Длительное движение по дороге с постоянной большой скоростью притупляет внимание и бдительность водителя. Поэтому ему кажется, что он движется с меньшей скоростью, чем она есть в действительности, и он неосознанно уменьшает дистанцию, а время его реакции увеличивается,
Для определения расстояния в метрах, которое проходит автомобиль за 1 сек. необходимо значение скорости в км/час разделить на 3,6. Так, при скорости движения по спидометру 50 км/час автомобиль за 1 секунду проходит (50:3,6=15) приблизительно 15 метров.
Для определения расстояния в метрах, которое проходит автомобиль за 1 сек. необходимо значение скорости в км/час разделить на 3,6. Так, при скорости движения по спидометру 90 км/час автомобиль за 1 секунду проходит (90:3,6=25) приблизительно 25 метров.
В утренние и вечерние часы в марте месяце могут оказаться скользкими участки дороги, обдуваемые относительно прохладным воздухом (мосты, путепроводы и т.п.), недостаточно прогреваемые солнечными лучами закрытые участки дороги (дороги в зоне лесных массивов), а также участки дороги, где происходит постоянное торможение транспортных средств (регулируемые перекрестки).
Поведение пожилых пешеходов на проезжей части трудно прогнозировать, поэтому водителям нужно иметь в виду, что любые действия пешеходов на дороге могут иметь место.
При включении дальнего света фар на панели контрольно-измерительных приборов загорается сигнальная лампочка синего цвета.
Если дорогу перебежали несколько косуль, водитель должен предполагать, что на дороге может неожиданно появиться отставшая от стада косуля.
При движении легкового автомобиля со скоростью 40 км/час по сухому асфальтобетонному покрытию длина остановочного пути составит менее 30 м, поэтому водителю следует остановить автомобиль перед стоп-линией, когда в светофоре зеленый сигнал переключится на желтый.
При движении легкового автомобиля со скоростью 50 км/час по сухому асфальтобетонному покрытию длина остановочного пути составит более 20 м, поэтому водителю следует, не снижая скорости движения, проехать перекресток.
Проверка покрытия на скользкость при движении автомобиля резким поворотом рулевого колеса или резким нажатием на педаль акселератора небезопасна, т.к. такие действия могут вызвать боковой занос автомобиля. Наиболее надежным и безопасным способом такой проверки является притормаживание автомобиля рабочим тормозом при движении с небольшой скоростью.
Сопротивление движению состава транспортных средств (автомобиля с прицепом) больше, чем сопротивление движению одиночного легкового автомобиля, особенно, если в прицепе расположен груз. Размещение груза в багажнике, который закреплен на крыше легкового автомобиля, увеличивает сопротивление воздуха т.к. нарушается аэродинамика. В обоих случаях расход горючего увеличивается. Поэтому наиболее рационально размещать груз в багажнике автомобиля.
По цвету отработавших газов можно судить о качестве смесеобразования в двигателе автомобиля и экономичности его работы. Отработавшие газы темно-серого или черного цвета свидетельствуют о ненормальном смесеобразовании и повышенном относительно нормы расходе горючего.
Перед началом движения водителю необходимо изучать обстановку на дороге не только через зеркала заднего вида, но и поворотом головы. Относительно безопасны такие действия водителя и при движении автомобиля с небольшой скоростью. При движении с большой скоростью в интересах безопасности основное внимание водителя должно концентрироваться на дороге в направлении движения автомобиля, периодически контролируя ситуацию с помощью зеркал заднего вида.
Установка багажника, в том числе и порожнего, на крыше автомобиля увеличивает сопротивление воздуха движению автомобиля, в результате чего увеличивается и расход топлива.
Регулярное пользование медикаментами может привести к нарушению физических, психических и психофизиологических функций водителя. Поэтому в этих случаях необходимо периодически консультироваться у врача на предмет влияния медикаментов на водительские способности.
На длину пути обгона влияет, в частности, разница скоростей движения обгоняющего и обгоняемого транспортных средств, расстояние до обгоняемого транспортного средства в начале выполнения обгона и его длина.
В интересах экономного расхода горючего водителю нужно уметь выбирать оптимальный режим движения, соответствующий конкретным дорожным условиям, в том числе избегая в любых условиях резкого изменения скорости движения автомобиля.
Время реакции в значительной мере зависит от умения водителя правильно организовывать внимание, прежде всего от его умения распределять и концентрировать внимание на местах вероятного возникновения опасности или препятствия.
Если водитель следующего сзади транспортного средства выдерживает слишком малую дистанцию, это может привести к попутному столкновению транспортных средств. В такой обстановке наиболее правильным решением будет предоставление возможности следующему сзади транспортному средству произвести опережение или обгон, для чего осторожно снизить скорость автомобиля и, по возможности, переместиться ближе к правому краю проезжей части.
Включение в светлое время суток при движении на транспортном средстве дневных ходовых огней или ближнего света фар обеспечивает другим участникам дорожного движения возможность своевременного обнаружения приближающегося транспортного средства.
Включенный в светлое время суток свет фар у встречных автомобилей позволяет заметить их легче, чем даже автомобили, имеющие яркую, например, красную окраску.
При перевозке на легковом автомобиле маленького ребенка, рост которого не превышает 150 см, он должен располагаться в детском сидении или на специальной подставке и быть пристегнут ремнями безопасности. В интересах большей безопасности малолетних детей целесообразно перевозить на заднем сидении.
При движении через глубокую лужу на автомобиль действуют значительные силы сопротивления, для преодоления которых необходимо включать пониженную передачу. Двигаясь через глубокую лужу на большой скорости можно легко потерять управление автомобилем или вызвать в нем поломки.
Скользкость дороги значительно увеличивается, когда в результате таяния льда на его поверхности образуется слой воды.
Двигаясь под уклон по длинному обледенелому участку дороги, чрезвычайно опасно пользоваться рабочим тормозом, что может повлечь за собой потерю устойчивости автомобиля. На любых затяжных уклонах опасно двигаться накатом, то есть при нейтральном положении рычага переключения передач. Для преодоления затяжного обледенелого уклона необходимо перед его началом снизить скорость, включить пониженную передачу и, двигаясь по уклону, при необходимости осторожно, плавно осуществлять торможение двигателем.
Прежде чем начать торможение, водителю необходимо оценить ситуацию сзади управляемого им транспортного средства, не отвлекаясь от наблюдения за ситуацией, вызвавшей необходимость торможения, то есть в направлении движения. Безопаснее всего это осуществлять, используя зеркало заднего вида салона.
В конце подъема, где видимость дороги менее 100м запрещается обгон и разворот.
Поведение играющих на дорогах детей трудно спрогнозировать. В подобной ситуации действия водителя должны быть предельно осторожными, а наиболее безопасными действиями являются снижение скорости движения и готовность к торможению. При этом водитель должен не ослаблять наблюдение за поведением подростков.
Только что уложенное асфальтобетонное покрытие не успело затвердеть и не обеспечивает достаточного сцепления с шинами автомобиля, то есть, отличается скользкостью. Поэтому, перед въездом на этот участок дороги нужно плавно притормозить автомобиль двигателем.
Появившийся на проезжей части мяч позволяет водителю предполагать возможное неожиданное появление там же людей, бегущих за мячом. Поэтому в интересах безопасности водителю следует снизить скорость и подготовиться к возможной остановке автомобиля.
Установить водителю точный прогноз поведения пешехода с коляской невозможно. Поэтому в интересах безопасности водителю следует снизить скорость движения и при необходимости остановить автомобиль.
Проезжая часть дороги, которая покрыта мокрым скользким снегом, маневр следует осуществлять с включенной низшей передачей, плавно притормаживая рабочим тормозом или двигателем.
Мокрая, покрытая опавшей листвой, поверхность проезжей части на перекрёстке может затруднить торможение выезжающего слева на перекрёсток автомобиля. Поэтому, несмотря на преимущество во избежание столкновения Вам нужно снизить скорость движения и продолжать его, лишь убедившись в том, что Вам уступают дорогу.
Если перекресток, который Вам предстоит проехать, отличается ограниченной видимостью, и трудно прогнозировать возможное развитие ситуации, необходимо прежде, чем проезжать перекресток, убедиться в безопасности, для чего предварительно следует снизить скорость движения.
Двигаясь в населенном пункте со скоростью до 50 км/ч (почти 15 м/сек.), автомобиль преодолеет расстояние до стоп-линии почти за 3 секунды. За это время в светофоре включится красный сигнал. Кроме того, длина остановочного пути управляемого автомобиля при этой скорости меньше 40м. Поэтому у Вас есть возможность и Вам необходимо остановить автомобиль перед стоп-линией.
Объезжать участок дороги с неровным покрытием опасно из-за возможного столкновения со встречным автомобилем. Поэтому водителю нужно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части и при необходимости снизить скорость движения.
При постановке транспортного средства для стоянки на уклоне дороги, имеющий тротуар, необходимо принять меры против возможного скатывания его на проезжую часть. Для этого нужно повернуть управляемые колеса так, чтобы в начале скатывания они уперлись в тротуар.
При приближении к непросматриваемому повороту дороги водителю нужно предвидеть возможность неожиданного возникновения на полосе его движения препятствия или опасности, в том числе и появления встречного транспортного средства. Поэтому ему необходимо двигаться, по возможности, ближе к правому краю проезжей части, предварительно снизив скорость движения.
Для безопасности проезда закругления дороги, особенно если видимость на нем ограничена, всегда нужно снижать скорость движения. В изображенной на рисунке ситуации участок дороги, расположенной на закруглении проезжей части, отражает лучи света, что может свидетельствовать о том, что он мокрый и скользкий.
Во время движения водитель систематически должен следить за расположением и скоростью движущихся сзади автомобилей, в том числе за дистанцией относительно управляемого им транспортного средства. Это позволит водителю уменьшить вероятность его ошибочных действий, в частности, применять резкое торможение при ограниченной дистанции до следующего сзади автомобиля.
Покрышки (шины), предназначенные для движения в зимних условиях, улучшают сцепление их с поверхностью дороги, что снижает возможность проскальзывания, пробуксовки колес и повышает устойчивость движения транспортных средств.
Антиблокировочная тормозная система (АБС) уменьшает вероятность блокировки колес при торможении автомобиля, но не исключает возможности заноса при его движении на закруглении дороги, где на автомобиль действует центробежная сила.
При движении по дороге с сухим асфальтобетонным покрытием в населенном пункте со скоростью 50 км/час минимальная безопасная дистанция приблизительно равна трем длинам движущегося за следующим впереди транспортного средства.
При движении по дороге с сухим асфальтобетонным покрытием вне населенных пунктов максимальная безопасная дистанция в метрах будет примерно равна половине значения скорости движения в км/час. Так при скорости движения 80 км/час минимальная безопасная дистанция будет примерно равна 40 м.
При движении автомобиля с несоответствующей (излишне малой) скоростью, следующие сзади транспортные средства будут пытаться обогнать его, что может создать дополнительную опасность на дороге.
Сплошная линия дорожной разметки, нанесенная посередине проезжей части разделяет встречные транспортные потоки в опасных местах и пересекать ее запрещено.
Счастливой Вам дороги!